Ум во Христе: притчи афонского монаха.
Кто же это — монах Симеон Афонский?
«Есть два вида молчания:
Можно говорить всю жизнь, — и не сказать ничего дурного.
Можно молчать всю жизнь, - и не сказать ничего хорошего.»
Издательство Святая гора выпустила уже несколько книжек этого автора, но ни одна не открывает нам завесы над этим именем. Его книги «Искусство борьбы с помыслом», «Ум во Христе», «Книга написанная скорбью» и «Таинственные беседы» - самые немногословные книги на свете. Каждый раз увидев книжку с его именем на обложке я удивляюсь. Может ли быть сегодня автор, книги которого, не покидают стол, всегда находятся под рукой? Среди бездны, изданных и издаваемых книг очень трудно найти вещь, которая настолько захватывает сердце. Нет, не ум, я не оговорился. Рассудок совсем не причем. Слова отца Симеона для рассудка современного человека даже слишком просты, поэтому они проходят сквозь него беспрепятственно и проникают точно в сердце.
«Всегда иди вперед, не останавливайся. Просто иди вперед и все…»
О себе монах Симеон никакой рассказывать не благословляет (не разрешает, значит, по-афонски). Поэтому в его книжках нет страниц об авторе, нет рассказов о нем в аннотациях. Поэтому мы не будем рассказывать о нем, а расскажем о том как может жить на Святой горе Афон монах Симеон. Тем более, что имя монах Симеон — на обложках его книг — это литературный псевдоним. Значит, поговорим о жизни афонского монаха-келиота. Старца, мудрость которого не в книгах, но в молитве и аскезе.
Святогорский монах-келлиот.
На Святой Горе Афон стоят всего двадцать монастырей. Много это или мало судите сами. Известно , что последние пятьсот лет число монастырей не меняется. И вряд ли в ближайшие пятьсот лет измениться. Много это или мало?
Кроме больших монастырей есть на Святой горе и другие монашеские общины и поселения — скиты, келлии, каливы, кафизмы, исихастирии. Мы поговорим про келии, где и подвязался святогорский старец, имени которого мы не знаем. Келия — это не келья в масштабах привычного русского языка. В афонской келлии, в отличие от кафизм и калив, всегда есть свой храм, где совершается Божественная литургия, в основном по праздничным и воскресным дням.
Что делаю монахи в келлии? То же самое что и в монастыре. Кто-то скажет — ничего, кто-то скажет - все. Основное делание афонских монахов, как монахов русских, сирийских и даже американских — это – Иисусова молитва. Весь день молитва звучит внутри келлиота, весь день молитва звучит вокруг него.
Распорядок дня афонских келлиотов сосредоточен на молитве, зависит от послушаний [работ или поручений], времени года, возраста. Но молитва всегда с афонским монахом, каждую минуту его жизни.
«Если монах совершает только положенные молитвы, можно сказать что он совсем не молится.»
Распорядок дня келлиота
Многие современные афонские подвижники стараются следовать примеру блаженного старца Иосифа Исихаста и его ученикам. Так например, в некоторых келлиях день начинается в 9 часов. [Стоп! Не спешите с усмешкой вспоминать о своем будильнике!] Итак, 9.00 подъем, легкий чай, или вода по немощи [по силам, то-бишь], и каждый занимается своим послушанием (работой).
Келиоты занимаются рукоделием, делают «фимиам», вяжут четки, режут по дереву крестики и др. Некоторые занимаются иконописью, делают ювелирную церковную утварь, переводят книги, пишут свои книги и стихи. Сосредоточенная работа происходит в молчании, хотя многие монахи вслух произносят слова Иисусовой молитвы. Но привычных нам разговоров о пустяках просто не бывает — в жизни святогорца таких пустяков просто нет.
На келлии, по афонской традиции, всегда должен быть тот, кто постоянно молится, будь-то старец, т.е. старший на келлии или высоко духовный монах, способный к этому деланию. Занимаясь хозяйственными делами или рукоделием монахи «творят» Иисусову молитву, т.н. в иконописной мастерской, один читает вслух молитву и через каждый час акафист Богородице,
« Радуйся Невесто Неневестная».
Послушание или рукоделия занимают около 4-х часов в день.
В 15 часов трапеза, после которой можно поговорить со старцем, обсудить насущные проблемы. С понедельника по пятницу трапеза обходится без елея [без масла, значит], но есть оливки, тахинная паста, кунжутная халва, овощи и фрукты, каши, супы. Всё это готовится строго без растительного масла. В субботу и воскресение, в праздничные дни благословляются молочные продукты, яйца и рыба, но некоторые отцы и в эти разрешенные дни не едят разрешенного. Иные - аскеты, отказавшиеся от некоторой пищи, а иные… не всегда Господь посылает в праздник обильную и разнообразную пищу. Стол монаха-святогорца скуден. Это правда, хотя продукты на нем всегда свежие — со своего огорода или рыбка из моря или просто афонская благодать и свежий воздух…
После трапезы небольшой отдых, дальше вечерние послушания и в 20 часов вечерний чай или кофе. Каждый вечер - духовная беседа со своим старцем или духовником или откровение помыслов.
«Монах, не научившийся правильно жить с людьми, не научится правильно жить и наедине, ибо второе труднее первого.»
После духовной беседы 21 часа все расходятся по своим келлиям и начинается всенощное бдение. Монахи молятся по четкам, кто по количеству молитв, кто по времени, читают Евангелия, Апостол, Псалтирь, духовные поучения, выполняют свои молитвенные правила, которые благословил духовник.
В 2 часа ночи все собираются в храме, если служится литургия, читают «третий-шестой час» и литургия.
В 4 часа заканчивается служба и все расходятся по келлиям, чтобы вновь, через пять часов выйти на свои послушания.
И кстати, часы на Афоне не греческие — время на Афоне издревле ведется по византийской традиции. Но об этом в следующий раз!
Комментариев нет:
Отправить комментарий