ДВИЖЕНИЯ, ПЕРЕСЕКАЮЩИЕ СРЕДНЮЮ ЛИНИЮ ТЕЛА, — это те упражнения Гимнастики Мозга, которые помогают использовать оба полушария гармонично и постоянно улучшать их «перекрестную» работу.
1.Перекрестный шаг
В этом упражнении, похожем на шаг на месте, учащийся делает встречное или, наоборот, расходящееся движение одной рукой и противоположной ей ногой, а затем — другой рукой и противоположной ей ногой. «Перекрестный шаг» возбуждает оба полушария головного мозга одновременно, поэтому это — идеальное «разогревающее» упражнение для последующего развития всех навыков, требующих пересечения серединной, латеральной линии тела.
Инструкции
Попейте воды и сделайте упражнение «Кнопки Мозга».
Для активизации кинестетических ощущений поочередно дотрагивайтесь руками до противоположных колен, движущихся навстречу рукам.
Вариации.
Сидя на полу или стуле, делайте попеременные перекрестные движения руками и ногами.
Руки к противоположным ногам в разных направлениях (?), за спиной.
Делайте перекрестный шаг медленно, прыжками (такой шаг особенно способствует центрированию тела, а также снижает зрительный стресс), с закрытыми глазами, под разную музыку и разные ритмы.
Активизирует мозг для:
Пересечения визуально-аудиально-кинестетической и тактильной средней линии тела;
Движения глаз слева направо;
Улучшения бинокулярного зрения.
Учебные навыки — правописание, письмо, слушание, чтение и понимание.
Связь поведения и позы тела:
Улучшает координацию движений левой и правой сторон тела, укрепляет дыхание и повышает жизненные силы, развивает координацию и осознание пространства, улучшает слух и зрение.
Связь с движениями: ленивые восьмерки, кнопки Мозга, думающий колпак.
Перекрестные движения противоположных сторон тела человека способствуют развитию речевого и языкового центров мозга. Деннисон обнаружил, что перекрестный шаг является эффективным движением, стимулирующим как «воспринимающее», так и «самовыражающее» полушария и дает возможность интегрировать учение.
2.Ленивые восьмерки.
Рисование знака бесконечности способствует развитию навыка пересечения среднего зрительного поля без перерывов, необходимого при чтении, активизирует оба глаза и интегрирует оба зрительных поля.
Инструкции.
Встаньте напротив центра и рисуйте восьмерку на уровне глаз, ноги на ширине плеч.
Начните рисовать левой рукой, чтобы активизировать правое полушарие ( влево -вверх- центр — вправо -вверх).
Следите глазами за траекторией.
Сделайте по три 8-ки каждой рукой отдельно, а затем двумя руками вместе (можно использовать цветной мел).
Вариации.
Активизируйте слух и сопровождайте рисование левой и правой рукой словами «Вверх, влево по кругу, пересечение средней линии, вверх по кругу, вниз и снова в центр».
Упражнение делается с закрытыми глазами, в воздухе, на плакате, песке и т.д.
Произнося звук «М-м-м» для большего расслабления тела.
Рисуйте, увеличивая их размер: на доске — большие, на столе — малые.
Энергетические 8-ки — руки идут от центра одновременно в стороны — каждая рисует свою окружность, далее пересекают центр и рисуют другую ее окружность в противоположном зрительном поле. Движение рук медленное, внимание направляется одновременно на оба зрительных поля и контролирует движения рук.
Активизируют мозг для:
Пресечения средней визуальной линии и повышения межполушарной интеграции;
Улучшения бинокулярного и периферического зрения;
Повышения координации движений мышц глаз (особенно при прослеживании).
Учебные навыки.
Механизмы чтения (движения глаз слева направо);
Распознание символов письменного языка;
Понимающее чтение (работа долговременной ассоциативной памяти).
Связь поведения и позы тела.
Расслабляет глаза, шею и плечи при сосредоточении, улучшает восприятие глубины, улучшает центрацию, баланс и координацию.
Связь с движениями: Перекрестный шаг, Кнопки мозга, Двойные рисунки.
Зрительное и кинестетическое следование за знаком бесконечности малых размеров используется в образовательной терапии для развития осознания кинестетических и тактильных ощущений учащихся, испытывающих серьезные проблемы с учебой. Такого рода учащиеся обычно проявляют нейрологическую незрелость при пересечении среднего визуального доля. Это упражнение помогает избавиться от перевернутого и зеркального письма и чтения. Деннисон давал учащимся рисовать восьмерки на доске, чтобы включить в работу крупные мышцы тела и развить навыки слежения глаз. У этих учащихся быстрее развивались навыки различения символов и лево-правосторонней ориентации.
3. Двойные рисунки.
Это билатеральное рисование в среднем поле (листа бумаги), предназначенное для осознания направления движения и ориентация тела в пространстве. Если у учащегося развито чувство различения левой и правой сторон в процессе рисования или письма, то он ощущает центр своего тела и соотносит движения (вперед, назад, вверх и вниз) по отношению к нему. Это чувство развивается у ребенка главным образом тогда, когда он неумело водит рукой и создает различные формы по памяти. «Двойные рисунки» ощущаются лучше при работе крупных мышц рук и плеч. Встаньте за учащимся, возьмите обе его руки в свои и нарисуйте ими что-нибудь несколькими простыми, движениями. Научите его выполнять упражнение, соотнося движения с центральной, линией тела.
Сопровождайте движения совами: «В сторону, вверх, к себе, вниз». Пусть учащийся сидит, расслабившись, когда обе его руки движутся свободно зеркально симметрично по отношению друг к другу.
Инструкции.
Сначала свободными движениями обеих рук оформите в пространстве перед собой окружности. Начните с больших движений на доске. Обращайте внимание на процесс своей работы, а не результат. Избегайте при этом оценочного отношения позитивного или негативного. Поощряйте новые варианты выполнения упражнения и демонстрируйте рисунки свои и учащихся.
Вариации.
Перейдите от рисования двумя руками на доске к рисованию на маленьком листке бумаги, прикрепленном к доске или полу, различными материалами.
Рисунки в воздухе при работе с группой.
Выполняйте упражнение двумя пальцами поочередно прикасаясь остальными пальцами руки к большому, (на песке)
Изобразите «Двойные рисунки» в воздухе плечами, локтями, кистями рук или ногами, всеми конечностями одновременно.
Активизирует мозг для:
Координации «руки-глаза» в разных зрительных полях;
Пресечения средней кинестетической линии;
Осознание пространства и зрительного различения.
Учебные навыки. Письмо, правописание, математика.
Способность следовать глазами за движением рук в разных направлениях;
Декодирование и кодирование зрительных символов;
Связь поведения и позы тела.
Помогает осознанию работы левой и правой сторон тела, улучшает периферическое зрение, помогает осознанию тела, координации и специализации связи «руки-глаза».
История движения
Доктор Геттман, оптометрист, специалист в области развития зрения, описал билатеральное рисование в своей книге «Как помочь становлению интеллекта вашего ребенка».
«Двойные рисунки» способствуют развитию навыков совместной работы глаз, координации «руки-глаза», работе рук, конвергенции глаз и активизируют движения в средней зоне тела. Когда зрительная функция улучшается, параллельно растут и учебные достижения.
4. Алфавит восьмерками.
Модификация «Ленивых.восьмерок». Упражнение можно использовать для написания букв алфавита – Упражнение интегрирует движения, необходимые для написания букв алфавита, и позволяет пишущему бесконфликтно пересекать среднее визуальное поле. Каждая буква располагается в той или иной окружности восьмерки.
Центральная разделительная линия либо заканчивает букву, либо начинает ее. У большинства учащихся, уже освоивших печатание букв с помощью этого упражнения, улучшается и письмо.
Инструкции.
Это активизирует большие мышцы рук, плеч и грудной клетки.
Активизируйте аудиально-визуально кинестетическую и тактильную интеграцию, сопровождая написание словами «вверх, вокруг и вниз».
Пишите на песке, с закрытыми глазами.
Активизирует мозг для
Повышение осознания периферического восприятия;
Улучшения координации «руки-глаза»;
Повышения способности узнавания и различения символов.
Связь поведения и позы тела.
Расслабляет мышцы глаз, шеи, плеч во время письма.
Повышает сосредоточенность во время письма.
Улучшает навыки координации «руки-глаза».
Комментариев нет:
Отправить комментарий