Блог автора методики коррекции веса Нелли Кешишьян

четверг, 1 мая 2025 г.

Думать и мыслить - не одно и то же

 Думать и мыслить - не одно и то же. Близко, но всё же немного разные вещи. Давайте попробуем разобраться

У всех людей постоянно идёт внутренний диалог между процессами , когда мы думаем или мыслим. Человек делает это постоянно. Но это может проходить по-разному. 

Когда мы думаем?

Примеры:

-Сегодня на весах прибавка в весе, печальная дума. Вроде, кто может заметить +200 грамм на моем теле? Даже и мне не видно в каком месте улеглась прибавка. Но, все же, вчерашний день испортил мне настроение. 

Почему я не выучила новые Темы?!!! У меня нет времени, потом почитаю:-))):

 Правило "Диффузия и осмос". Физическое явление, объясняющее отёки

Правило после большого сброса веса, если ваш вес снизился более 500 г за сутки, то у Вас была задержка жидкости в прошлые дни. https://kenellya.blogspot.com/2025/05/500.html

- Серёжка сегодня в школе получил четыре по математике. Вроде и неплохо, но всё же в следующем году ЕГЭ, надо лучше готовиться…

Постоянно в голове происходит такая круговерть. С одной стороны, это и хорошо, хоть как-то мозги шевелятся. С другой стороны, процесс в целом хоть и интересный, но малопродуктивный.

Когда мы мыслим? 

Процесс более сложный! Почитайте примеры и смысл прояснится!

 Жорж де Местраль (фр. George de Mestral, 19 июня 1907 — 8 февраля 1990) — швейцарский инженер, изобретатель текстильной застёжки Велькро.   

…Жорж де Мистраль гулял по лесу и вляпался в репейник. Очищая брюки от репейника, он могу думать про «вот же ерунда какая…», но он мыслил. Результат - изобретение невероятно популярной застёжки-липучки…

…Иоганн Гутенберг гулял по виноградарскому хозяйству и наблюдал за работой пресса. Он мог думать про «недурное винцо получится», но он мыслил и изобрёл книгопечатание

Что такое мышление и где оно лежит?

Мышление - это одна из пяти психических функций. Это познавательный психический процесс сознательного отражения действительности. Мышление, как и внимание, восприятие, речь и память, составляет часть психики.


По умному, мышление – это психический (т.е. не материальный, виртуальный) процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических (т.е. единственно правильных) положений. По простому, мышление – это способность сопоставить несколько разных событий приведших к одинаковому результату или одинаковых событий закончившихся по разному.

Например:

Решила повторить день, когда на весах была большая радость и я похудела. И вдруг, результат получился совершенно не очень радостный. На весах вместо ожидаемого "минуса" -"ноль" или даже "большой плюс". Если не знать причин нарушения водного баланса, то можно думать примитивно. И сказать себе, все, больше такой еды не тестирую. Но, если включить знания, мышление и анализ предыдущего дня, то вспомнится понятие "отката" или "удержания веса" после большого вывода жидкости накануне,  или мало спала, маму осуждала, совсем воды не пила или много было выпито сладких жидкостей, или опять поела и спать легла и т.д. ПоДумала и расстроилась, поМыслила и приняла решение, составила план действий,  как не повторять ошибку. 



Если попытаться упростить понятие "Мышление" - это:

- Умение видеть связи между вещами, которые не так очевидны.

- Умение изменять вещи, изменив свой взгляд на них.

- Умение совмещать противоположности.

- Умение избегать шаблонов.

- Умение решать проблемы эффективными и нестандартными методами.

Мышление имеет несколько стадий развития:

  • Предметное-действительное мышление – непосредственное осознание объекта.
  • Наглядно-образное – возможность создавать образы в уме.
  • Абстрактное или словесно-логическое мышление – выполнение логических операций в уме.

Скорость мышления
Следует сказать, что мы воспринимаем окружающий мир посредством двух типов мышления – быстрого и медленного. 
Быстрое эвристическое мышление – это неосознанное принятие решений. Оно происходит благодаря жизненному опыту и инстинктам. Работа быстрого мышления происходит в автоматическом режиме. Однако такое мышление не всегда бывает верным. Ведь в процесс принятия решений здесь вмешиваются эмоции, стереотипы и предвзятость.

Также все люди имеют медленное или рациональное мышление. Оно считается ленивым и нуждается в специальном фокусировании и усилиях. При этом информация анализируется. Любую ситуацию можно оценивать как быстрым, так и медленным мышлением, все зависит от рациональности.

Логика и анализ
Следует сказать, что благодаря базовой функции логики мы можем собирать наблюдения в определенную картину мира. Среди базовых функций логики можно выделить следующие:
  • дедукция;
  • индукция;
  • абдукция;
  • ассоциация.
Очень важным навыком человека является аналитическое мышление. 
Любое мышление может быть как критичным, так и нет. При некритичности мышления человек не анализирует достоверность информационных источников. Этот навык следует развивать, чтобы не оказаться под влиянием недостоверной информации, которой в настоящее время хватает с избытком. Навык критичности мышления позволяет:

  • быстро обучаться;
  • делать выборку верной информации;
  • давать логичное объяснение своей позиции;
  • понимать окружающих;
  • контролировать свои эмоции;
  • производить общее осмысление ситуации.
Необходимо сказать, что у любого критического мышления есть несколь правил, которых следует придерживаться: 
  • обдумывать информацию, 
  • беречь умственные силы,
  •  уметь выжидать, 
  • понимать свои ограничения, 
  • помнить о невосполнимых затратах, 
  • оценивать стратегию, 
  • помнить о правиле среднего, 
  • искать опровержение информации 
  •  знать свои ценности. 
Навык критического мышления позволяет ярко выражать свои мысли и не становиться жертвой клипового мышления.

Научное мышление
Рассуждая о том, какое бывает мышление у человека, следует выделить научное мышление, как один из способов изучения окружающего мира и себя в этом мире. В таком мышлении есть четкий и жесткий алгоритм нахождения и проверки информации. Для такого мышления определяющим фактором является минимизация личного интереса и применение различных форм анализа.

Творческое мышление
Оно создает новые идеи и открытия. При этом мозг активирует оба полушария, в отличие от обычной мозговой деятельности. Есть мнение, что новые идеи – это творческое смешение старого и нового. Такое концептуальное мышление применяли многие великие люди прошлого, например, Ньютон, Моцарт, Пикассо. Все они зачастую выходили за привычные рамки и нарушали общие правила.

Системное мышление
Системное мышление позволяет почувствовать взаимосвязи между предметами и явлениями, а также определять корреляцию событий. Такое мышление обычно используют для решения проблем. При этом понимается причина возникновения проблемы. Подход системного мышления заключается в нелинейности. Оно позволяет увидеть самые мелкие взаимосвязи, поэтому считается надежным.

Стратегическое и тактическое мышление
Стратегическое мышление – это навык, благодаря которому можно добиться поставленных целей
Если при этом вы владеете специальными техниками, то обладаете стратегическим мышлением. В чем особенность данного типа мышления? 
Стратегия и тактика взаимосвязаны, так как тактика является частью стратегии. Другими словами, чтобы выполнить долгосрочную стратегическую цель необходимо сделать конкретные тактические действия, которые прозрачны и ведут к исполнению стратегических целей.

Стратегия зачастую является искусством, так как она всегда учитывает множество вариантов развития событий. Поэтому стратегическое мышление – это умение осуществить свои мысли и идеи при большом варианте исходов событий. Стратегия способствует возможности действовать более эффективно, а также развивает память и концентрацию.

Мышление человека нуждается в постоянном развитии. Ведь именно благодаря развитому мышлению мы можем правильно анализировать данные, логически рассуждать и делать грамотные умозаключения, понимать окружающий мир себя и людей, быстро реагировать на различные ситуации и принимать верные решения. 

Можно долго перечислять, но я скажу так:

- Это умение думать творчески, креативно (заметьте - не просто думать).

- Это умение создавать новые ценности. Причём новые ценности - это не только новые приборы, изобретения и т.д. Это, скорее, новые решения, подходы, нестандартные ходы. И этому вполне можно научиться, что доказывает моя Программа "Изучи себя" . Изучить реакцию организма на образ мысли, питания, поведения, активности и создать уникальный способ трансформации себя.

Научиться мыслить творчески может любой. Есть два подхода.

Первый - наш, отечественный, ТРИЗ. Советскую «теорию изобретательства» применяют Samsung, LG, Intel, HP, Procter&Gamble

Сначала методику практиковали, чтобы решать технические задачи, а затем стали использовать в маркетинге и менеджменте. Разберём, что такое ТРИЗ и как эту технологию можно применять в бизнесе.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — это методология решения задач и усовершенствования систем, разработанная изобретателями в ходе своей деятельности. Технологию создал советский инженер и ученый Генрих Альтшуллер, добавив к разнообразию приемов алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗ).

Второй - гениального человека Эдварда де Боно, издавшего массу прекрасных учебников по развитию творческого мышления. Я взяла за основу подход де Боно

Получился интересный курс. Он состоит из теоретической части, после ознакомления с которой следует часть практическая

И человек учится творить и создавать новую программу своего питания, мышления, отдыха, работы и активности. 

А дальше… Человек начинает творчески подходить ко всем делам, начиная от готовки пищи и заканчивая бизнес-процессами. И находит пути решения самых разных проблем. В общем, подходите творчески к любым вопросам и Изучайте себя!

Что такое метод «Шесть шляп критического мышления» Эдварда де Боно?

Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа"

Чтобы принять правильное решение, надо учесть все аспекты — посмотреть на вопрос с разных сторон. Легко сказать, но непросто реализовать на практике: критические мысли, эмоции, надежды, сомнения и предубеждения начинают перебивать друг друга и устраивать хаос, как только мы принимаемся за размышления.

Чтобы дать каждой «стороне» высказаться и прийти в итоге к взвешенному решению, британский психолог Эдвард де Боно советует примерить шесть шляп мышления. Расскажем, в чем суть методики, кому она подойдет и как правильно применять её для личных проектов и в команде.


ОПРЕДЕЛИТЕ ТОЧНЫЕ ДАТЫ ДЛЯ КАЖДОЙ ЗАДАЧИ

Метод "ШЕСТИ ШЛЯП" де Боно:  

Эдвард де Боно рассказал об этом нестандартном подходе в своей одноименной книге «Шесть шляп мышления» (Six Thinking Hats), вышедшей в 1985 году. Психолог был убежден, что с течением жизни под воздействием культуры, образования, эмоций и привычек люди начинают мыслить слишком однобоко. Смотреть на проблемы с разных ракурсов становится очень тяжело, а порой и вовсе невозможно.

Даже если человек старается выйти за пределы этого однобокого взгляда, его все равно тянет вернуться к своей единственной и привычной мыслительной «шляпе». В ней многие люди могут провести всю жизнь: кто-то в вечной роли критика видит мир в черном цвете, кто-то всегда на «позитиве» и не учитывает опасности, а кто-то под постоянным контролем эмоций забывает включить логику.

Чтобы решить эту проблему, де Боно предложил метод шести шляп: вместо одного преобладающего взгляда на ситуацию, рассмотреть ее с шести сторон поочередно. Эмоции, критика, оптимизм, креатив, сухие факты и стратегическое мышление — для каждой роли полагается шляпа определенного цвета.

Когда человек «надевает» конкретную шляпу, он размышляет только в пределах отведенной ей роли. 

Например, в красной шляпе можно на время отдаться эмоциям и интуиции, в черной — позволить себе посмотреть на всё с критической стороны, а в зеленой — выплеснуть все самые нестандартные и креативные идеи, которые только придут в голову.

Таким образом, поочередное использование каждой из шляп позволяет посмотреть на ситуацию объемно, сделать картину своего взгляда на вопрос разноцветной, а не монохромной. Чем четче и «ярче» видна ситуация, тем больше шансов, что в итоге будет принято правильное решение.

Кому подойдет метод шести шляп

Методика шести шляп будет полезна как для личных решений и проектов, так и для работы в команде.

Для командной работы — поможет сократить количество споров в процессе брейншторма=мозгового штурма 

(Мозговой штурм — это метод решения задач путем генерирования максимального количества вариантов, из которых потом выбирают наиболее подходящий.)

Это даст возможность каждому участнику высказать свои эмоции, опасения, критические замечания, идеи и т. д.

Часто совместное обсуждение проекта может привести к «победе» предложений тех, кто смог отстоять свою точку зрения, выглядел наиболее убедительно. 

Только в процессе можно «выплеснуть воду вместе с ребенком» — не заметить серьезную опасность или упустить классные идеи, просто потому, что сотрудникам не хватило инициативы их отстоять.

 Метод шести шляп позволяет уделить время каждому аспекту, вовлечь каждого участника и дать ему высказаться, не боясь осуждения и не вовлекаясь в спор на тему «кто прав».

Подойдет командам из любой сферы умственного труда — разработчикам, маркетологам, юристам, научным сотрудникам, дизайнерам и многим другим. С помощью методики решают не только важные задачи, стоящие перед компанией, но и обсуждают более бытовые вопросы, например, как организовать корпоратив или составить меню на неделю.


Для личных целей — методика де Боно будет полезным упражнением при принятии решений. Так же, как и в команде, вы дадите себе последовательно высказаться по шести направлениям, не осуждая и не споря даже с самыми странными мыслями. С помощью такого подхода можно облегчить выбор карьерного пути, определиться с направлением для отпуска, составить план изучения меню на "Минус", "Плюс" и "Ноль" или объективно взглянуть на конфликт с другом — способов применения множество.

Как применять метод шести шляп: примеры 

Теперь опишем подробнее про каждую из шляп — какого они цвета, за какие направления отвечают и на какие примерные вопросы ориентироваться в процессе.

1. Синяя — стратегическое мышление, режим модератора и направляющего. Без модератора не обойтись и в командном обсуждении, и при личной практике методики. Эта шляпа следит за тем, чтобы соблюдались правила игры, участники не перескакивали с одного направления на другое и были достигнуты задачи обсуждения. Когда вы делаете упражнение сами — это внутренний наблюдающий за процессом, который позволит быстро вернуться к нужной стороне вопроса, если вы вдруг случайно отвлеклись на другую, а в конце — подвести итоги.



Примеры:


— Участники команды по сценарию сейчас выражают эмоции, но кто-то резко переходит к критике. Синяя шляпа подсказывает, что пока не время для критических высказываний и возвращает участника в нужное русло обсуждения.

— Вы перечисляете для себя возможные опасности решения, но вдруг в процесс вмешивается «позитивная шляпа» и говорит, что все это ерунда и не стоит внимания. Надо вооружиться синей шляпой и отложить размышления над положительными сторонами до тех пор, пока не придет их очередь.

2. Белая — факты и данные. Белая шляпа отвечает за рациональное мышление и сухие факты. В этой шляпе участники обсуждения выгружают всю доступную информацию, отделяя ее от эмоций, критики и ожиданий.
Примеры:
— «В прошлом году мы увеличили продажи этого продукта в два раза, в начале этого года они упали на 30%»

— «Обучение на этом курсе стоит 200 000 рублей в год»

— «У меня есть неделя до крайнего срока для выполнения какого-либо поручения по проекту»


3. Красная — эмоции, чувства, интуиция. Красная шляпа отвечает за подсознательные ощущения, которые не требуют какой-то рационализации. Пока вы в ней — можно говорить все, что «на сердце» относительно конкретного проекта или вопроса.

Примеры:

— «Мне не нравится эта иллюстрация на сайте, она выглядит отталкивающе»

— «Я боюсь путешествовать , летать на самолете»

— «Я чувствую, что если мы вложим туда деньги, понесем убытки»

4. Черная — критическое мышление, риски и минусы. В черной шляпе мы говорим обо всех потенциальных опасностях и подводных камнях. Это время для того, чтобы максимально критично отнестись к предмету обсуждения и постараться выявить все проблемы.

Примеры:


— «Это решение может привести к утечке данных пользователей»

— «Похожий дизайн клиенты уже отвергали раньше»

— «Если я съем это блюдо, то у меня будет плюс один кг на весах»

5. Желтая — оптимистичный взгляд, плюсы. В желтой шляпе можно отмечать все положительные стороны, искать преимущества.


Примеры:

— «Если мы будем регулярно вести соцсети по этому плану, то повысим лояльность клиентов»

— «После прохождения курса мне будет легче повысить доход»

— «Я уже справлялся много раз с похожими задачами»

6. Зеленая — креативные идеи и предложения. Зеленая шляпа позволяет без ограничений делиться творческими идеями, даже если они кажутся глупыми и смешными.


В таком режиме мышления необходимо на время отключить внутреннего критика и позволить потоку идей вырваться на волю.

Примеры:

— «Мы можем провести игровой квест для подписчиков рассылки нашего приложения»

— «А что если я позову на чашку кофе трех интересных мне людей из профессии?»

— «Нам пора привлекать молодую аудиторию через трендовые флешмобы в соцсетях»

Практикуя метод 6 шляп в команде, можно дать всем участникам примерить каждую шляпу по очереди или заранее выбрать по одному представителю на разные.

И опять синяя шляпа — выводы и план действий. В конце упражнения в дело снова вступает синяя шляпа, чтобы подвести итоги и резюмировать, чего удалось достичь в процессе обсуждения, какие инсайты получилось поймать и что дальше со всем этим делать.


Вопросы для подведения итогов обсуждения:

— Какие факты удалось подтвердить?
— Какие опасения получилось опровергнуть, а какие подтверждены фактами и как подстраховаться?
— Какие идеи удалось сгенерировать?
— Каков план действий по итогу обсуждения?

Пример:
Анализ результатов за месяц показал, что скорость снижения веса снизилась до 1 кг в месяц. Но основной диагноз торможения-это "уважительная причина". Много было банкетов, дней рождений и праздничных дней. В дороге, особенно после перелётов , была задержка жидкости. Потом болела и лечилась антибиотиками, а вес повышался, приходилось бороться за каждые 100 грамм. Были бессонные ночи и плохое настроение, которое заедалось вкусной едой. Весь месяц нарушалось Правило диффузии, тянуло , и на соленое. и на сладкое. Часто ложилась спать сразу после еды.
При тестировании продуктов в этом месяце , появилась новая еда на "минус". Овсяную манку, белковые омлеты,  могу кушать даже поздно и не толстеть.
Если обстоятельства жизни вынуждают поесть и лечь спать, то теперь ложусь с приподнятым изголовьем, пришлось даже купить клиновидную подушку


«Мы подтвердили, что продажи продукта в прошлом году упали на 20%. Но опасения, что в этом году падение продолжится, удалось опровергнуть: ситуация на рынке изменилась, прошлогодние факторы уже не влияют в полную силу, цифры на первый квартал позитивные.

Участники обсуждений предложили несколько новых идей, как повысить продажи: организовать офлайн мероприятие, попробовать продвижение у блогеров, улучшить условия нашей программы лояльности.

Мы можем перейти к действиям для реализации идей: утвердить бюджет для дополнительных активностей, изучить предложения инфлюенсеров(лидеров мнений), составить список улучшенных условий и акций для новых клиентов и т. д. »

Итоги: какие плюсы и минусы есть у метода шести шляп 

Чем полезна методика:

  • Позволяет отделить эмоции от фактов, позитив от критического мышления, креативность от логичности и т. д.
  • Помогает посмотреть на проблему со всех сторон, получить более объемную картинку. Суть не в том, чтобы определить, какая точка зрения самая правдивая, а в том, чтобы уделить внимание каждой и прийти к эффективному решению.
  • Позволяет проработать одно направление за раз, не прыгать с одной мысли на другую, не спорить с разных точек зрения, а спокойно исследовать все по очереди.
К недостаткам можно отнести несколько моментов, связанных по большей части с вопросом натренированности в методике:

Шляпы мышления поначалу будут ощущаться неестественно. Будет тянуть спрыгнуть в старые паттерны и покрасить всё одним любимым цветом. Так что придется практиковаться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий