Думать и мыслить - не одно и то же. Близко, но всё же немного разные вещи. Давайте попробуем разобраться
У всех людей постоянно идёт внутренний диалог между процессами , когда мы думаем или мыслим. Человек делает это постоянно. Но это может проходить по-разному.
Когда мы думаем?
Примеры:
-Сегодня на весах прибавка в весе, печальная дума. Вроде, кто может заметить +200 грамм на моем теле? Даже и мне не видно в каком месте улеглась прибавка. Но, все же, вчерашний день испортил мне настроение.
Почему я не выучила новые Темы?!!! У меня нет времени, потом почитаю:-))):
Правило "Диффузия и осмос". Физическое явление, объясняющее отёки
- Серёжка сегодня в школе получил четыре по математике. Вроде и неплохо, но всё же в следующем году ЕГЭ, надо лучше готовиться…
Постоянно в голове происходит такая круговерть. С одной стороны, это и хорошо, хоть как-то мозги шевелятся. С другой стороны, процесс в целом хоть и интересный, но малопродуктивный.
Когда мы мыслим?
Процесс более сложный! Почитайте примеры и смысл прояснится!
Жорж де Местраль (фр. George de Mestral, 19 июня 1907 — 8 февраля 1990) — швейцарский инженер, изобретатель текстильной застёжки Велькро.
…Жорж де Мистраль гулял по лесу и вляпался в репейник. Очищая брюки от репейника, он могу думать про «вот же ерунда какая…», но он мыслил. Результат - изобретение невероятно популярной застёжки-липучки…
…Иоганн Гутенберг гулял по виноградарскому хозяйству и наблюдал за работой пресса. Он мог думать про «недурное винцо получится», но он мыслил и изобрёл книгопечатание…
Что такое мышление и где оно лежит?
Мышление - это одна из пяти психических функций. Это познавательный психический процесс сознательного отражения действительности. Мышление, как и внимание, восприятие, речь и память, составляет часть психики.
По умному, мышление – это психический (т.е. не материальный, виртуальный) процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических (т.е. единственно правильных) положений. По простому, мышление – это способность сопоставить несколько разных событий приведших к одинаковому результату или одинаковых событий закончившихся по разному.
Например:
Решила повторить день, когда на весах была большая радость и я похудела. И вдруг, результат получился совершенно не очень радостный. На весах вместо ожидаемого "минуса" -"ноль" или даже "большой плюс". Если не знать причин нарушения водного баланса, то можно думать примитивно. И сказать себе, все, больше такой еды не тестирую. Но, если включить знания, мышление и анализ предыдущего дня, то вспомнится понятие "отката" или "удержания веса" после большого вывода жидкости накануне, или мало спала, маму осуждала, совсем воды не пила или много было выпито сладких жидкостей, или опять поела и спать легла и т.д. ПоДумала и расстроилась, поМыслила и приняла решение, составила план действий, как не повторять ошибку.
Если попытаться упростить понятие "Мышление" - это:
- Умение видеть связи между вещами, которые не так очевидны.
- Умение изменять вещи, изменив свой взгляд на них.
- Умение совмещать противоположности.
- Умение избегать шаблонов.
- Умение решать проблемы эффективными и нестандартными методами.
Мышление имеет несколько стадий развития:
- Предметное-действительное мышление – непосредственное осознание объекта.
- Наглядно-образное – возможность создавать образы в уме.
- Абстрактное или словесно-логическое мышление – выполнение логических операций в уме.
- дедукция;
- индукция;
- абдукция;
- ассоциация.
- быстро обучаться;
- делать выборку верной информации;
- давать логичное объяснение своей позиции;
- понимать окружающих;
- контролировать свои эмоции;
- производить общее осмысление ситуации.
- обдумывать информацию,
- беречь умственные силы,
- уметь выжидать,
- понимать свои ограничения,
- помнить о невосполнимых затратах,
- оценивать стратегию,
- помнить о правиле среднего,
- искать опровержение информации
- знать свои ценности.
Можно долго перечислять, но я скажу так:
- Это умение думать творчески, креативно (заметьте - не просто думать).
- Это умение создавать новые ценности. Причём новые ценности - это не только новые приборы, изобретения и т.д. Это, скорее, новые решения, подходы, нестандартные ходы. И этому вполне можно научиться, что доказывает моя Программа "Изучи себя" . Изучить реакцию организма на образ мысли, питания, поведения, активности и создать уникальный способ трансформации себя.
Научиться мыслить творчески может любой. Есть два подхода.
Первый - наш, отечественный, ТРИЗ. Советскую «теорию изобретательства» применяют Samsung, LG, Intel, HP, Procter&Gamble
Сначала методику практиковали, чтобы решать технические задачи, а затем стали использовать в маркетинге и менеджменте. Разберём, что такое ТРИЗ и как эту технологию можно применять в бизнесе.
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — это методология решения задач и усовершенствования систем, разработанная изобретателями в ходе своей деятельности. Технологию создал советский инженер и ученый Генрих Альтшуллер, добавив к разнообразию приемов алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗ).
Второй - гениального человека Эдварда де Боно, издавшего массу прекрасных учебников по развитию творческого мышления. Я взяла за основу подход де Боно
Получился интересный курс. Он состоит из теоретической части, после ознакомления с которой следует часть практическая
И человек учится творить и создавать новую программу своего питания, мышления, отдыха, работы и активности.
А дальше… Человек начинает творчески подходить ко всем делам, начиная от готовки пищи и заканчивая бизнес-процессами. И находит пути решения самых разных проблем. В общем, подходите творчески к любым вопросам и Изучайте себя!
Что такое метод «Шесть шляп критического мышления» Эдварда де Боно?
Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа"
Чтобы принять правильное решение, надо учесть все аспекты — посмотреть на вопрос с разных сторон. Легко сказать, но непросто реализовать на практике: критические мысли, эмоции, надежды, сомнения и предубеждения начинают перебивать друг друга и устраивать хаос, как только мы принимаемся за размышления.
Чтобы дать каждой «стороне» высказаться и прийти в итоге к взвешенному решению, британский психолог Эдвард де Боно советует примерить шесть шляп мышления. Расскажем, в чем суть методики, кому она подойдет и как правильно применять её для личных проектов и в команде.
ОПРЕДЕЛИТЕ ТОЧНЫЕ ДАТЫ ДЛЯ КАЖДОЙ ЗАДАЧИ
Метод "ШЕСТИ ШЛЯП" де Боно:
Эдвард де Боно рассказал об этом нестандартном подходе в своей одноименной книге «Шесть шляп мышления» (Six Thinking Hats), вышедшей в 1985 году. Психолог был убежден, что с течением жизни под воздействием культуры, образования, эмоций и привычек люди начинают мыслить слишком однобоко. Смотреть на проблемы с разных ракурсов становится очень тяжело, а порой и вовсе невозможно.
Даже если человек старается выйти за пределы этого однобокого взгляда, его все равно тянет вернуться к своей единственной и привычной мыслительной «шляпе». В ней многие люди могут провести всю жизнь: кто-то в вечной роли критика видит мир в черном цвете, кто-то всегда на «позитиве» и не учитывает опасности, а кто-то под постоянным контролем эмоций забывает включить логику.
Чтобы решить эту проблему, де Боно предложил метод шести шляп: вместо одного преобладающего взгляда на ситуацию, рассмотреть ее с шести сторон поочередно. Эмоции, критика, оптимизм, креатив, сухие факты и стратегическое мышление — для каждой роли полагается шляпа определенного цвета.
Когда человек «надевает» конкретную шляпу, он размышляет только в пределах отведенной ей роли.
Например, в красной шляпе можно на время отдаться эмоциям и интуиции, в черной — позволить себе посмотреть на всё с критической стороны, а в зеленой — выплеснуть все самые нестандартные и креативные идеи, которые только придут в голову.
Таким образом, поочередное использование каждой из шляп позволяет посмотреть на ситуацию объемно, сделать картину своего взгляда на вопрос разноцветной, а не монохромной. Чем четче и «ярче» видна ситуация, тем больше шансов, что в итоге будет принято правильное решение.
Кому подойдет метод шести шляп
Методика шести шляп будет полезна как для личных решений и проектов, так и для работы в команде.
Для командной работы — поможет сократить количество споров в процессе брейншторма=мозгового штурма
(Мозговой штурм — это метод решения задач путем генерирования максимального количества вариантов, из которых потом выбирают наиболее подходящий.)
Это даст возможность каждому участнику высказать свои эмоции, опасения, критические замечания, идеи и т. д.
Часто совместное обсуждение проекта может привести к «победе» предложений тех, кто смог отстоять свою точку зрения, выглядел наиболее убедительно.
Только в процессе можно «выплеснуть воду вместе с ребенком» — не заметить серьезную опасность или упустить классные идеи, просто потому, что сотрудникам не хватило инициативы их отстоять.
Метод шести шляп позволяет уделить время каждому аспекту, вовлечь каждого участника и дать ему высказаться, не боясь осуждения и не вовлекаясь в спор на тему «кто прав».
Подойдет командам из любой сферы умственного труда — разработчикам, маркетологам, юристам, научным сотрудникам, дизайнерам и многим другим. С помощью методики решают не только важные задачи, стоящие перед компанией, но и обсуждают более бытовые вопросы, например, как организовать корпоратив или составить меню на неделю.
Для личных целей — методика де Боно будет полезным упражнением при принятии решений. Так же, как и в команде, вы дадите себе последовательно высказаться по шести направлениям, не осуждая и не споря даже с самыми странными мыслями. С помощью такого подхода можно облегчить выбор карьерного пути, определиться с направлением для отпуска, составить план изучения меню на "Минус", "Плюс" и "Ноль" или объективно взглянуть на конфликт с другом — способов применения множество.
Как применять метод шести шляп: примеры
Теперь опишем подробнее про каждую из шляп — какого они цвета, за какие направления отвечают и на какие примерные вопросы ориентироваться в процессе.
1. Синяя — стратегическое мышление, режим модератора и направляющего. Без модератора не обойтись и в командном обсуждении, и при личной практике методики. Эта шляпа следит за тем, чтобы соблюдались правила игры, участники не перескакивали с одного направления на другое и были достигнуты задачи обсуждения. Когда вы делаете упражнение сами — это внутренний наблюдающий за процессом, который позволит быстро вернуться к нужной стороне вопроса, если вы вдруг случайно отвлеклись на другую, а в конце — подвести итоги.

- Позволяет отделить эмоции от фактов, позитив от критического мышления, креативность от логичности и т. д.
- Помогает посмотреть на проблему со всех сторон, получить более объемную картинку. Суть не в том, чтобы определить, какая точка зрения самая правдивая, а в том, чтобы уделить внимание каждой и прийти к эффективному решению.
- Позволяет проработать одно направление за раз, не прыгать с одной мысли на другую, не спорить с разных точек зрения, а спокойно исследовать все по очереди.
Комментариев нет:
Отправить комментарий