Блог автора методики коррекции веса Нелли Кешишьян

воскресенье, 29 августа 2021 г.

29 августа Третий Спас. Неонилла рассказала для своих пацанов. Кому почитать, а кому послушать

 29 АВГУСТА – ПЕРЕНЕСЕНИЕ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА (ОРЕХОВЫЙ СПАС)



Третий Спас – Ореховый, или Хлебный – замыкает двухнедельный Успенский пост и является последним из Спасов, после Медового и Яблочного.

Ореховым он назван потому, что в народе считали, будто к этому дню окончательно созревают орехи. В этот день также принято выпекать из нового урожая хлеб, который после освящения становится главным блюдом этого праздника.

Третий Спас называется также Спас на полотне (Первый – «на воде», Второй – «на горе»). Среди его народных названий – Малый Спас, Холщовый Спас, Калинник, Бороздень. Называют его также Нерукотворным.

Согласно Святому Писанию, властитель города Эдессы в Месопотамии, Авгарь, болел проказой. Желая исцелиться от неизлечимой болезни, он послал к Иисусу Христу живописца Ананию с письмом, где просил Спасителя об исцелении. Увидев лик Спасителя, художник пожелал изобразить Его черты на полотне, но это ему никак не удавалось.

И тогда Господь попросил подать ему полотенце, умылся и отер лицо. На полотенце отпечатался его лик. Благодаря этому Нерукотворному образу, привезенному живописцем, царь Эдессы исцелился от своего недуга и уверовал во Христа.

Образ Иисуса Христа, прикрепленный над главными воротами города, был похищен, и только через девять столетий византийский император Михаил III смог его выкупить.

29 августа 944 года Эдесский образ по приказу Константина Багрянородного перенесли в Константинополь и установили в честь этого празднество.

В 1204 году Нерукотворный образ выкрали из Константинополя во время одного их крестовых походов. Согласно легенде, его везли на корабле, который затонул, и с того времени древняя реликвия считается утраченной.

Также считается, что первые византийские и древнерусские иконы писали именно с этого Нерукотворного образа.

На Третий Спас в церкви святят орехи, и с этого дня разрешается есть орехи нового урожая. А с Успением Богородицы, отмечаемым накануне, связывали окончание хлебной жатвы. Согласно народным поверьям, урожай орехов предвещает урожай ржи на следующей год.

В старину в этот день пекли пироги из муки нового урожая, а также сеяли озимую рожь. После общей домашней молитвы хозяйки с хлебом и солью провожали мужчин на поля, укладывая на телегу три снопа, а сверху – рожь для посева в мешках. На поле их встречали гречневой кашей, а после посева озимого хлеба пирог и каша елись всей семьей.

Еще одно народное название Третьего Спаса – Холщовый (Спас на холсте) – было дано потому, что в этот праздник происходили ярмарки, где велись торги полотном и холстами.

Главное блюдо праздника, конечно, освященный хлеб нового урожая, а также орехи. «Третий Спас хлеба припас». Народ отмечал этот день как день благодарения Господу за хлеб насущный.


Хозяйки делали хлеб и пироги с грибами из новой муки, готовили блюда с орехами и угощали ими всех родных и гостей. Успенский пост к этому дню уже заканчивался, а значит, можно было ставить на стол мясные и рыбные блюда. Однако во главе стола, конечно, были хлеб, орехи, мед и яблоки.


В этот день хозяйки делали также специальную настойку, помогавшую избавиться от любой простуды. Для нее брались перепонки грецких орехов и заливались водкой 

В это день люди делали из орешника банные веники. Считалось, что такой веник поможет вылечить любую болезнь, даже самую тяжелую, однако их нельзя было сушить и хранить рядом с вениками, связанными из ветвей других деревьев.

Этот день является также днем почитания мученика Диомида – врача, которому молятся в случаях различных недугов и болезней.



Мученик Диомид Тарсянин, Никейский. 

Святой страдалец конца III века. Врач по профессии, святой Диомид открыто исповедовал свою веру и лечил от душевных и телесных болезней, в том числе и молитвами. Своими многочисленными исцелениями и проповедью Слова Божия он привёл ко Христу многих язычников. Когда святой Диомид пришёл в город Никею, император-язычник Диоклетиан узнал об этом и приказал своим воинам схватить целителя-проповедника. Однако ещё до этого святой мученик отошёл ко Господу во время молитвы, и воины схватили уже бездыханное тело, которому, чтобы доказать выполнение поручения, отсекли голову. И в этот самый момент они ослепли. Император Диоклетиан приказал вернуть голову мученика к телу, после чего воины вновь прозрели, покаялись и обратились ко Христу. Это произошло в 298 году от Рождества Христова.


Память 33-х мучеников Палестинских. 

Об этих святых страдальцах, погибших за Христа и Его Церковь, мы, к сожалению, практически ничего не знаем (кроме места их подвига и их числа). Тем не менее их память включена в православный календарь, и мы можем совершать им молитвы.


Преподобный Херимон Египетский. 



Святой, совершавший монашеские подвиги в египетской Скитской пустыне в пещере в конце IV или первых годах V века. Авва Херимон упоминается в "Лавсаике" Палладия, а также в алфавитном Патерике. Согласно житийным источникам, скончался преподобный за рукодельной работой в более чем 100-летнем возрасте.


Священномученик Александр Соколов, пресвитер, преподобномученица Анна (Ежова), инокиня, и мученик Иаков Гортинский. Эти святые страдальцы приняли мученическую кончину за Христа и Его Церковь в период советских богоборческих гонений во времена так называемого Большого террора в 1937 году. В Русской Православной Церкви они были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников.


Феодоровская (1239) и "Торжество Пресвятой Богородицы" (Порт-Артурской) (1904) иконы Божией Матери. 

Феодоровский образ Богородицы, покровитель династия Романовых Исторический период, связанный с революционными событиями первой половины 20 - го века проявил бесчеловечность, жестокость, принёс страдания миллионам людей. Многочисленные беззакония, убийства царской семьи Романовых, духовенства, верующих легли тяжким грузом на страну. 
В самые неспокойные времена молитвы православных христиан обращены к Господу, Богородице, силам Небесным. Царская семья имела родовую святыню - Феодоровскую икону Божией Матери. История появления иконы История возникновения этого образа берёт начало в первой половине12 - го столетия. По священному преданию образ Богородицы написан евангелистом Лукой, а её обретение связано с именем князя Георгия Всеволодовича, который нашёл её в волжском городке Городец. Там же основали Феодоровский монастырь, но во время нападения хана Батыя, город и обитель были разорены. Предполагалось, что Феодоровская икона Божией Матери сгорела во время пожара

История появления иконы История возникновения этого образа берёт начало в первой половине12 - го столетия. По священному преданию образ Богородицы написан евангелистом Лукой, а её обретение связано с именем князя Георгия Всеволодовича, который нашёл её в волжском городке Городец. Там же основали Феодоровский монастырь, но во время нападения хана Батыя, город и обитель были разорены. Предполагалось, что Феодоровская икона Божией Матери сгорела во время пожара.


Значение Феодоровской иконы 

Далее образ перенесли во Владимир, он стал почитаемой иконой Богородицы благоверного князя Александра Невского. Доблестный воин брал её на все военные компании в качестве духовной поддержки и защиты. После кончины князя, его младший брат в 1262 году привёз образ на родину, в Кострому. Спустя 10 лет городу угрожала опасность. Монголо -татары собирались атаковать жителей и разорить город, но славная победа русских воинов была одержана вместе с Феодоровской иконой Божией Матери. Через три столетия перед Феодоровским образом решалась судьба Руси. На царский трон взошёл Михаил Фёдорович Романов. Он долго не мог решиться на этот шаг, только когда его мать инокиня Марфа, благословила Феодоровской иконой Божией Матери и вверила сына Божиему Промыслу, Михаил стал русским царём. История сохранила памятную дату этого события – 14 марта 1613 года по старому стилю. Был сделан список с иконы, который привезла в Москву сама Марфа. Его разместили в церкви Рождества Христова, в Большом Кремлёвском дворце. Таких списков сделали несколько и разослали в разные уголки Руси.

                                   

Эти чтимые образа Пресвятой Богородицы, чей день празднуется сегодня, очень отличаются по стилю. Первый издревле сугубо почитается в русском народе, согласно благочестивому преданию, молитвы Божией Матери перед этой древней иконой или её списками помогают в родах. Со второй же связана печальная, но поучительная история времён Русско-японской войны.


В страшные месяцы 1904 года наша страна потеряла в Порт-Артуре десятки тысяч своих воинов. И только когда сопротивление превосходящей японской армии стало бессмысленным, эта русская твердыня пала. Многие верующие решили: поражение связано с тем, что в Порт-Артур так и не доставили чудотворную икону "Торжества Пресвятой Богородицы", образ, написанный по видению старому матросу Фёдору, ветерану обороны Севастополя.


Военные чиновники, прохладные к вере, банально промедлили с отправкой иконы в Порт-Артур, на что праведный Иоанн Кронштадтский после поражения русских войск с горечью воскликнул:


Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего, и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим!..


Увы, столетие назад во многом именно игнорирование чиновниками гласа Церкви привело к крушению Империи. А потому сегодняшнее почитание иконы "Торжества Пресвятой Богородицы", также получившей имя "Порт-Артурской", как покровительницы русского воинства и дальневосточных рубежей России имеет для нашей страны особое значение.


* * *

Кому лень читать, можно послушать мой рассказ для моего маленького внука и сына



Поздравляем всех православных христиан с днём этих святынь и святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же людей, кто носит имена в честь сегодняшних угодников Божиих, сердечно поздравляем с именинами. Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!"

Комментариев нет:

Отправить комментарий