Св. Исаак Сирин учил: «Быть злопамятным и молиться, значит то же, что сеять на море и ждать жатвы».
Обида – очень тяжелое и болезненное чувство. Но хуже другое – оно противоречит Божией заповеди любить ближнего.
Зачастую основанием для обиженности выступают завышенная самооценка, ожидание благодарности за оказанную помощь, клевета или неразделенные чувства. «Я достоин не такого отношения!» - думает человек. Но какого отношения он действительно достоин, знает лишь Бог. Очень может быть, что с нами следовало бы обойтись куда более сурово по нашим грехам или злонравию.
Составляющие чувства обиды на первой стадии – возмущение, раздражение, злоба, ненависть, уязвлённое самолюбие – сопряжены с такими греховными состояниями, как гнев, осуждение обидчика и подпитывающая эти чувства своя собственная гордость.
Если состояние это продолжительно, развивается ещё один страшный грех – злопамятность, которая может породить и мстительность. А при виде благополучия обидчика у обиженного вместе со злопамятностью может появиться и зависть. Часто отмечается и обратная связь: завидующие люди легко обижаются по любому поводу на того, кому завидуют. Кто завидлив, тот и обидлив, – говорят в народе.
У некоторых людей злоба перегорает, но остается устойчивое нежелание простить обиды. Такие люди обычно говорят: «Я спокойно отношусь к этому человеку, но я не хочу иметь с ним ничего общего». Это - высшая гордыня, она – даже хуже открытой ненависти. Потому что делает обиду – привычным состоянием души.
А это – уже совокупность гордости, осуждения, злопамятности (порой переходящей в мстительность), злословия, клеветы, зависти и уныния.
Как видим, получился парадоксальный результат: обида, допустим, порождена явной несправедливостью, человек не виноват – но в нём самом вызван целый комплекс греховных состояний.
Есть в Евангелии замечательные слова: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15).
Те, которые скоры на обиду, могут заявить: «Вот! сказано же: пойди и обличи». Да, сказано, но весь вопрос — как обличать. Ведь и об этом тоже сказано – в самом начале учения Христова – в Нагорной проповеди – о подставленной «другой щеке».
В основе любого отношения к человеку, и даже обличения его за неправду, должна лежать любовь, а не обида. Какой мерою меряем, такой и нам будет отмерено. Когда будете очередной раз произносить молитву «Отче наш», обратите внимание на слова: «… и остави нам долги наша, яко же и мы отпускаем должником нашим». Они – об обиде и здоровой реакции на неё. Здоровой для души.
Случайностей не бывает, всё идет согласно Промыслу, и если нам ниспослано предательство ближнего – надо его принять как духовный опыт, пусть тяжкий, но, в конечном счёте, благодатный. Наше потрясение должно с помощью Божией не помрачить наш разум, не ожесточить сердце, а раскрыть в нём источники нашего покаяния и молитвы за обидчика.
Обида — это заблокированная прямая агрессия
Понимаете, обида — всегда удел слабого.
Даже если Вы в это не очень верите, попробовать все-таки стоит!
Как правило, это - сожаление о том, что кто-то или что-то повело себя совсем не так, как мы ожидали, надеялись или верили. Обида происходит от того, что мы наделяем кого-то или что-то ответственностью за то, чтобы события развивались именно так, как мы хотим. Делегируем ответственность. Причем - что самое главное - обычно не сверяясь с тем, готов ли тот, кому мы делегируем, ее принять, хочет ли он этого и может ли. Если вдуматься - то полный абсурд какой-то.
Всем известно, что мир, в большинстве случаев, изменчив и непредсказуем. Во всяком случае - он склонен к непредсказуемому поведению. Непредсказуемому - с точки зрения человеческого сознания, просто не способного вместить в себя весь тот объем данных, который необходим для уверенного прогнозирования развития событий. Но чтобы совершать в этом мире какие-то целенаправленные действия, особенно многоходовки, нужно хоть на что-то опираться, на какие-то прогнозы, как на эти действия может отреагировать мир. Не имея под рукой ничего иного, человек склонен проецировать на мир свои собственные представления о нем.
Когда из наблюдений вытекает, что мир часто ведет себя определенным образом, мы решаем, что он ведет себя так всегда. Что это правило, закон. И на него можно опереться. Когда же он вдруг начинает вести себя иначе, "взбрыкивает" - наши надежды оказываются обманутыми. И мы обижаемся. Но виноват ли мир в том, что повел себя не так, как мы посчитали правильным, а так, как органично вытекает из его собственной логики поведения? С какой стати он вообще должен прислушиваться к нашим представлениям о том, что является якобы его правилами? К тому же, обычно - не озвученным представлениям, а лишь подразумеваемым.
Как ни странно, обида - это травма. Во всяком случае - она воспринимается как таковая. Что же на самом деле травмируется? Наша уверенность в том, что мы можем легко управлять миром. Образуется большая дыра в сфере потребности в управлении - неудовлетворенная потребность в управлении. "Обиженный" означает "лишенный способности к управлению". "На обиженных воду возят" - из той же серии.
Еще более странно, что обида может легко инвертироваться в средство манипуляции другими - но только теми другими, кому свойственно испытывать чувство вины. О чувстве вины и о манипуляциях мы поговорим позже, когда доберемся до вопросов личных отношений. Сейчас же нас будет интересовать, главным образом, энергетическая картина происходящего.
Обида - не просто неконструктивная модель, которая гоняется животным внутри и забирает на себя энергию. У нее есть еще одна функция - она активно перекрывает внешние каналы, разрывает связи.
Обида на человека - разрыв канала связи с этим человеком. Или существенное ограничение этого канала. Естественный энергообмен прекращается или нарушается. В нем появляется как бы "пробка". Манипулятивная обида - угроза разрыва канала связи, как бы демо-версия такого разрыва. Если этот канал важен для человека - он попытается его восстановить, предложив вам взамен какие-либо бонусы. Если нет - вы так и останетесь с перекрытым каналом.
Обида на мир - разрыв канала связи с миром. В предельном случае - изоляция. Мир, в отличие от человека, не склонен испытывать чувство вины. Поэтому манипулятивные обиды и прочие демо-версии ему абсолютно до лампочки. Мир воспринимает ваши действия строго буквально. Обида - значит обида. Но человек прежде всего привыкает иметь дело с другим человеком (с родителями), поэтому легко проецирует модели работы с другим человеком на работу с миром.
Обида на человека легко переходит в обиду на мир - или, как минимум, на группу людей, объединенных какими-либо свойствами. Например "все мужики - козлы!", "все бабы - стервы". Типичный пример переноса обиды на человека на группу людей.
Надеюсь, не нужно объяснять, к чему приводит разрыв канала связи с миром?
Чем больше каналов связи перекрыто, тем меньше у вас источников энергии, тем меньше возможностей для эффективных действий, защиты или достижения целей.
Закрывая канал от "всех мужиков" вы фактически лишаете себя возможности установить необходимый вам контакт с нужным вам "мужиком". Во всяком случае - возможности сделать это легко и непринужденно.
Обида, в сущности - самообман. Перекрывая каналы связи с целью защиты собственных представлений, мы лишаем себя возможности развить эти представления и попытаться привести их в состояние гармонии с окружающей реальностью. Пытаясь защититься, занимая круговую оборону, мы лишаем себя источников силы, продовольствия и питьевой воды.
Чем больше обид - тем меньше гибкость, тем меньше способность к самоизменению и изменению окружающей реальности.
Нежелание прощать считается бо́льшим грехом, чем нанесение обиды
В Новом Завете для обозначения понятия греха использовалось шесть слов. Каждое из них позволяет взглянуть на грех немного иначе, понять его глубже и объемнее. Пять из этих слов ... Вот они:
ἡ ἁμαρτία (hamartia) – промах, непопадание в цель
τό παράπτωμα (paraptōma) –падение
ἡ παρακοή (parakoē) – непослушание, неправильный слух
ἡ παράβασις (parabasis) – преступление
ἡ ἀνομία (anomia) – беззаконие
Слово ἡ ἀδικία (adikia).
С древнегреческого оно переводится как «несправедливость», «обида», «неправда». По смыслу оно противостоит (поскольку частица ἀ здесь означает отрицание)
следующим словам: во-первых, прилагательному δίκαιος (dikaos) – «честный», «справедливый», «законный», «праведный», которым в Новом Завете обозначали праведников. Во-вторых, оно также противостоит очень значимому в древнегреческом языке слову
ἡ δίκη (dikē) – «обычай», «право», «справедливость», «судебное решение», «приговор». Также здесь обязательно надо упомянуть слово ἡ δῐκαιοσύνη (dikaiosynē) – «справедливость», «законность», «правосудие», «праведность».
Обозначение греха словом адикия в Новом Завете иногда имеет оттенок отсутствия праведности и переводится как «нечестие» и «неправда» (Рим. 1.18, 19). Но здесь бы я обратил внимание на то, что одно из основных значений адикии – это обида, причиненная несправедливость. И соотнесение обиды и греха в этом слове позволяет утверждать, что любая обида, которая была нанесена человеку, это грех, какой бы оправданной она порой не казалась. Скажем, кто-то зарвался, и посчитали, что его надо резко поставить на место. Часто обиды люди наносят друг другу «из интересов дела», ради пользы какого-то предприятия. Обида тогда, казалось бы, выглядит заслуженной и неизбежной, ведь иначе может пострадать какое-нибудь очень нужное и полезное дело.
Однако в Первом Послании Иоанна говорится, что всякая адикия, то есть несправедливость или обида, есть грех (1 Ин. 5:17).
Почему так? Тот, кто кого-то обижает (пусть, как ему кажется, и вполне заслуженно), прежде всего, сам теряет кротость и смирение, свой душевный мир.
Например, об этом в своих «Письмах о духовной жизни» писал игумен Никон (Воробьев): "Всегда надо предпочитать мир с другими людьми и с самим собою таким интересам дела, которые вдруг требуют вражды, обид и ссор. «Любите друг друга, жалейте всех, сохраняйте мир любой ценою, пусть пострадает дело, но сохранится мир… Пусть будет хуже сделано, зато душа останется покойной. Что пользы весь мир приобрести, а повредить душе… Да ведь еще и неизвестно, когда больше получишь, вернее сказать, известно, что получишь больше тогда, когда станешь смиряться и ради Бога уступать, во всем предпочитать пользу души, угождение Богу, а не своему разуму и тщеславию и настойчивости».
Впрочем, есть еще один способ устранить обиды. Он требует усилий уже со стороны обиженного. А именно – не обижаться самому, попытаться увидеть в причиненной несправедливости некий смысл, и тем самым в каком-то смысле претворить ἀδικία, т.е. несправедливость, в δίκη, справедливость.
Ведь очень возможно, что Бог попустил несправедливость за какие-то прошлые или даже нынешние грехи, которые человек за собой не сознает. Да и сам он не раз кого-то обижал, так что им самим когда-то причиненная когда-то обида вернулась бумерангом. Если взглянуть на ситуацию так, то можно увидеть, что твой обидчик – не такой уж и злой человек, как, собственно, и ты сам. Просто у него были свои резоны так поступить, ему казалось, что он борется за правду, как он ее понимает. И обидчик, и обиженный, все в очередной раз попали в заколдованный круг, когда любая мирская борьба за правду оборачивается в той или иной степени неправдой, обидой. Но если ты прощаешь обиды в свой адрес, то и тебе простится то, что ты сам тоже когда-то обижал других людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий