Святитель Николай Сербский
Странного господина можно было встретить в парках Лондона в годы Первой мировой войны. Он играл на флейте и не просил денег. Когда вокруг него собирался народ, он говорил:
- Вот этот инструмент у меня в руках – фрула, сербская флейта. И сам я – серб. Сейчас, когда началась война, вы думаете, что мы – какой-то маленький, но очень злой народец, убивший наследника Австро-Венгерского престола и развязавший войну? В ваших газетах пишут, что «сербы – это небольшое племя торгашей и нерях»! Но это не так! Мой народ – любит Бога, свободу и песни. Это очень добрый народ, который страдает от этой войны ничуть не меньше всех остальных. И даже больше!
Этот странный человек был сербским иеромонахом Николаем (Велимировичем). Он уже успел поучаствовать в боевых действиях под Белградом как полковой священник, а теперь был отправлен с дипломатической миссией в Англию и Америку. В день он проводил по 5-6 встреч и бесед. В результате американцы и англичане начали сбор материальной помощи для сербских беженцев и стали добровольцами отправляться на фронт.
В 1920 году иеромонах Николай стал епископом на своей родине. Он всегда был доступен для своей паствы, прост в общении, заботлив к нуждающимся – мог дежурить у постели больного, спорить с чиновниками, когда они были неправы, распевать с детьми песенки, в том числе и собственного сочинения… Простые сербы любили его и называли Дедушка-Владыка. И это при том, что он мог весьма своеобразным образом выражать свои мысли. Однажды, незадолго до Второй мировой войны, он потряс весь городок Охрид своим необычным поведением.
Владыка Николай – босой, без шапки – проехал через весь город, сидя на осле задом наперед! Ноги волочились по пыли. Голова взлохмачена.
В тот день храм был полон. Но владыка Николай выглядел совершенно обычно и спокойно служил Литургию. Только лишь по завершении службы он вышел к любопытному народу.
- Что, пришли посмотреть на безумного Николу? Другим способом вас в церковь уже не затянуть?! Всё вам некогда. Уже и не интересно. Другое дело – поговорить о моде. Или – о политике. Или – о цивилизации. О том, что вы – европейцы. А что же унаследовала сегодняшняя Европа?! Европа, которая за закончившуюся в 18-ом году войну истребила людей больше, чем вся Азия за тысячу лет!!?
Ах, братья мои, разве вы ничего этого не видите? Неужели не ощутили ещё на себе мрак и злобу нынешней Европы? За кем же вы пойдёте: за Европой или за Господом?
После захвата Сербии фашистами епископ оказался под арестом, а затем – в концлагере Дахау. После освобождения его ждал удар еще серьезнее – социалистическое правительство не пустило его на родину.
Последние годы он жил при русском монастыре в Пенсильвании. Как и прежде, много писал – собрание сочинений святителя Николая (Велими́ровича) составляет 15 томов. С горечью – о родной и далекой стране, с благодарностью – о пережитых им лично скорбях, с любовью и поддержкой – о чужих бедах и переживаниях.
Лишь через 35 лет после смерти мощи святого были перенесены в Сербию. При жизни непримиримый с ложью, прямолинейный владыка и сейчас продолжает использовать свои способы наставления на истинный путь. Один парень, торгующий наркотиками, как-то пришел в монастырь, долго молился у раки с мощами святого, а затем положил на раку солидное пожертвование. Когда он выходил из монастыря, то с удивлением и ужасом обнаружил стопку денег у себя в кармане. Владыка не принял такой подарок. Через месяц парень вернулся в монастырь – уже на исповедь.
Цитаты:
- Бог не ведет ни с кем никакой борьбы. Само присутствие Божие — победа.
- Будучи богат, думай, сможешь ли ты достойно переносить бедность.
- Будучи счастлив, представляй, как с достоинством встретить несчастье.
- Когда люди тебя хвалят, думай, сможешь ли достойно переносить поношения.
- И всю жизнь думай, как достойно встретить смерть.
В
- Вера моя — единственное серьезное дело жизни моей. Воистину, все остальное — комедия чувств.
- Вера Христова — опыт, навык, а не теория и не людское мудрование.
- Время — птица, украшающая тебя пестрыми перьями, но когда-то она улетит и унесет их. И если твоя душа слишком привяжется к перьям, как же безобразна будет ее нагота!
- Все зло, которое люди творят под Небом — это исповедь немощи и бессилия.
- Все, что ты потеряешь ради Бога, сохранишь; все, что сохранишь ради себя, потеряешь. За все, что дашь во имя Божие, воздастся тебе сторицей; все, что дашь во имя своей славы и тщеславия, пропадет. Все, что примешь от людей во имя Божие, принесет тебе радость; все, что примешь от людей как вознаграждение, принесет тебе заботы.
- Все мы в этом мире словно товар на базаре. Одни поднимают нашу цену до небес, другие не дают и гроша. Возношение и поношение, приходящие к нам от людей, всегда производят в нашей душе раздвоение: одна половина души радуется возношению, другая печалится из-за поношения, ибо в таинственной глубине собственного сознания мы чувствуем, что ни возношением, ни поношением всё о нас не сказано. Трезво смотри и на крайние возношения, и на крайние поношения — ибо ты не заслуживаешь ни того, ни другого, — чтобы не взлететь тебе без крыльев и не утонуть в бездне отчаяния.
- Всякая добродетель рождает жертвенность. Совершенная добродетель рождает полное самоотречение. Высшая добродетель — любовь — рождает совершенное самоотречение.
- Жертвенность вырастает в самоотречение, самоотречение прорастает в Жизнь Вечную. Через длительное мы познаем краткое, через краткое — длительное. Через долгие годы труда, досады и себялюбия мы познаем временность, через краткие мгновения добродетели — неизмеримую вечность.
- Вы громко и злобно кричите, что нужно выбросить преподавание веры из школы. Пусть-де молодежи вдоволь рассказывают о кровавом Нероне и изувере Калигуле, только чтобы не упоминали о спасительном имени Иисуса Христа.
- Вы спрашиваете, как Господь может попускать такое несчастье (войну) людям, где же благое Его учение? — На бумаге. Если бы оно было начертано в сердцах человеческих, люди жили бы в мире. Насколько бессмысленно призывать жителей города, в котором свирепствует чума: «Станьте здоровыми!», настолько же бессмысленно кричать: «Мир! Мир!», а жить в греховной нечистоте и безнравственности. Здоровье само придет в город, когда он будет очищен от грязи и чумной заразы, и мир придет к народам, когда они очистятся от чумы безверия и греха. А иначе на наши крики: «Мир! Мир!» — отзовется нам не мир, а война.
Г
- Господь ищет созидателей, а не разрушителей. Ибо созидающий добро — тем самым разрушает зло. А тот, кто пустится разрушать зло — быстро забудет о созидании добра и превратится в злодея.
- Гордость — поистине дочь глупости…
- Гордость сродни надувшемуся пузырю, лопающемуся от слабейшего прикосновения иглы. Малейший укол судьбы превращает ее в отчаяние.
- Грустно это — не сметь посмотреть в зеркало, но опасно не отводить от него глаз.
Е
- Если безбожник бросает тебе вызов, или поносят тебя безумцы, или гонят озлобленные люди — считай всё это делом дьявола, ибо человек по природе набожен, умен и добр.
- Если бы тебе предложили золотой кубок с лучшим в мире вином, сказав: «Пей, но знай: на дне скорпион», ты бы стал пить?
- На дне всякого кубка земных наслаждений таится скорпион. Да и кубки эти так неглубоки, что скорпион всегда близ наших губ.
- Если зажжешь все свои добродетели, словно огромные свечи, хорошо сделаешь. Но, если при этом не победишь в себе славолюбие, оно, как ураганный ветер, погасит все свечи. Ты снова зажжешь их, но ветер снова их задует. Потому сначала останови ветер.
- Если любишь Господа Иисуса Христа, то исполнил обе великие заповеди о любви. Ибо Он есть Бог наш и Он же наш Ближний. Самый близкий из всех. На Нем зиждутся обе заповеди о любви и относятся в первую очередь к Нему лично. В древности люди не могли любить невидимого Бога. Иисус Христос — Бог воплощенный и истинный Человек. Богочеловек, Который пришел на землю как Бог любви, и как Человек пострадал ради любви к нам. И в самом деле, такого Бога и такого Ближнего очень легко любить. А чрез Него и все Его.
- Если ткать днем, а ночью распускать, никогда не соткать. Если строить днем, а ночью разрушать, никогда не построить. Если молиться Богу, а делать перед Ним злое, никогда ни соткать, ни построить дом своей души.
З
- Зависть никогда не выступает под своим подлинным именем.
И
- Изо всех сил старайся очищать себя от зла к людям, ибо накапливая зло к людям, накапливаешь яд, который рано или поздно убьёт в тебе человека.
- Именно дьявол вызывает тебя на долгие споры и бесплодные разговоры. Сделай благое дело во имя Христово — и дьявол убежит от тебя. Тогда ты будешь иметь дело с настоящими людьми: благочестивыми, умными, добрыми.
- Искать истину — значит искать предмет любви. Искать же истину, чтобы сделать ее орудием, — значит искать истину ради прелюбодейства. Тем, кто ищет ее ради этого, истина бросает кость, но сама бежит от него за тридевять земель. За тридевять земель, милые!
- Истина понуждает к дисциплине. Поэтому многие люди не заботятся о познании истины. Они предпочитают ложь, ибо ложь освобождает от всякой дисциплины. Иначе истина называется Православием, а дисциплина духа — благочестием. Задумайся глубоко над этими двумя словами, и тебе откроются многие тайны нашего времени, нашей смуты, наших страданий и заблуждений. Возвращение к истине и к дисциплине духа — вот насущная необходимость нашего поколения, нашего времени. Без них гибель неизбежна.
- Истина — это не мысль, не слово, не отношения вещей, не закон. Истина — это Личность. Это Существо, Которое проникает во все существа и дает жизнь всему… Если ищешь Истину с любовью и ради любви, Она откроет тебе свет лица Своего настолько, насколько ты сможешь его вынести, не сгорев. — «Мысли о добре и зле»
К
- Каждый день грешить и каждый день каяться — значит топтаться на месте, вместо того чтобы идти вперед. До тех пор пока покаяние не пересилит и грех не уменьшится, дни наши будут наполнены строительством и разрушением одной и той же башни.
- Должно потрудиться, чтобы однажды сохранилось хоть что-нибудь неразрушенное со вчерашнего дня. Этот день будет первым днем твоей жизни.
- Как можно скорее предавай забвению свои заслуги и труды. Стыдно тебе, если пчела и муравей превзойдут тебя в этом. Плод гордости за свои заслуги — злоба, ссоры и вражда между людьми, а за ними — неизбежное чувство ненужности и отчаяние. Видел ли ты когда-нибудь пчелу и муравья в отчаянии? В самом деле, стыдно, если они лучше людей исполняют заповедь Христову: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».
- Как ни странно это звучит, но это правда: мы приходим в этот мир, чтобы спасаться от него. Так же как люди уходят на войну не ради наслаждения войной, но чтобы спастись от нее!
- Ради большего блага люди идут воевать; ради большего блага, чем земная жизнь, мы рождаемся в этот мир. Ради вечной и лучшей жизни мы рождаемся в эту жизнь.
- Истинные христиане всегда считали свою жизнь военной службой. И как солдаты считают дни своей службы и с радостью думают о возвращении домой, так и христиане постоянно помнят о конце своей жизни и возвращении в свое Небесное Отечество.
- Какова Земля в сравнении с географической картой, таково и христианское понимание мира в сравнении с кабинетной философией. Это правда: иногда карта выглядит красочнее и красивее Земли, но и на самой приукрашенной карте никогда не вырастет пшеница и не забьет чистая родниковая вода.
- Когда угасает любовь, люди ищут справедливости.
- Кто никогда не испугался самого себя, тот не знает страха. Ибо все чудовища внешние, которых человек страшится, находятся внутри него самого, причем в неразбавленной эссенции.
Н
- Над грехом способен возвысится только тот, кто стоит выше смерти.
- Но чем больше кто-то боится смерти, тем меньше он боится греха.
- Невежды утверждают, что ноги носят голову, тогда как знатокам известно обратное: именно голова носит ноги.
- Неверно говорить: «нет Бога», вернее сказать: «у меня нет Бога»; ибо и сам видишь, что многие люди вокруг тебя ощущают присутствие Бога. Ты говоришь, как бы слепой сказал «нет в мире света».
- Не верь теориям и разговорам о законе эгоизма. Его не существует. Господь правит миром, а люди — род Божий. Человек, прыгнувший в поток, чтобы спасти тонущего, в один миг уничтожает все эти теории и пресекает такие разговоры.
- Невозможно стать великим до тех пор, пока не начнешь считать себя мертвым.
- Невозможно стать великим до тех пор, пока боишься чего-то больше Бога, пока любишь кого-то больше Бога и пока не станешь видеть свою смерть в прошлом, а не в грядущем.
- Нелегко сразу подражать Христу. Подражай сначала своим добрым соседям. Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям твоего народа. Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви. Это будет третья ступень. И, наконец, подражай Христу. Это — вершина, на которую невозможно подняться одним рывком. Непрестанно трудись над своей душой, как трудишься над плодоносным садом, который легче всего зарастает сорняками именно потому, что плодоносный.
- Не мсти, не отвечай злом на зло. Достаточно зла у соседа твоего; если ты ему вернешь зло за зло, то удвоишь зло в мире; а если ему не вернешь, то он еще сможет покаянием сжечь свое зло; и так ты терпением и прощением уменьшишь зло в мире.
- …не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире.
- Никто не велик, если не держится кого-то величайшего.
- Никто под солнцем не велик, кроме того, что верит в окончательную победу добра. Впрочем, без такой веры никто со всей серьезностью не верит и в Бога. Эти две веры соотносятся так же, как солнечный свет и солнце.
- Ни офицерский мундир не сделает вас храбрым, ни священническая ряса — милосердным, ни судейская тога — справедливым, ни министерское кресло — сильным, если ваша душа не изобилует ни мужеством, ни состраданием, ни праведностью, ни крепостью.
О
- О каком зле люди говорят с особенным удовольствием? — О чужих грехах и своих победах.
- О маловеры, запомните: чем больше вы сами о себе заботитесь, тем меньше о вас заботится Бог!
- О трех предметах не спеши рассуждать: о Боге, пока не утвердишься в вере; о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих, и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета.
- От Бога нас отделяет ложь, и только ложь… Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания — вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и отречению от Бога.
- Откроет ли человек глаза и обратит взор на себя — увидит Бога, закроет ли их и всмотрится в себя — опять увидит Бога: и тело его, и дух носят в себе и являют собой два пути богопознания.
П
Первый голод человека — алкание истины.
Второй голод нашей души — алкание правды.
Третий ее голод — алкание чистоты.
Первым грехом, проявившемся в мире духов, была зависть.
По крови мы — арийцы, по фамилии — славяне, по имени — сербы, а по сердцу и духу — христиане.
По мере нравственного очищения человека истины веры открываются ему всё яснее.
Порой приходили тюремщики и, издеваясь, спрашивали:
— Веришь ли, что Иисус Христос был Богом?
— Нет, — отвечал я им.
Тогда они начинали смеяться и снова спрашивали:
— Так ты, значит, больше не веришь?
— Не верю, но знаю, — твердо отвечал я.
И тогда они, не скрывая раздражения, уходили.
[…]
— Правда ли, что твой Иисус был сыном одной жидовки?
— Нет, — отвечал я.
— Так чьим же тогда он был сыном?
— Сыном Человеческим, — отвечал я, и они не знали, что ещё сказать…
— Милица Зёрнова. Святой Владыка Николай Сербский
- Преступление всегда слабость. Преступник — трус, а не герой. Потому всегда смотри на своего обидчика как на более слабого; как не станешь мстить малому ребенку, так же не мсти никому ни за какую обиду. Ибо она рождается не от зла, но от слабости. Так ты сохранишь свою силу и будешь подобен спокойному морю, которое никогда не выйдет из берегов, чтобы утопить безрассудного, бросающего в него камень.
С
- Садовник срезает ветви, чтобы дерево быстрее росло и лучше плодоносило. Если он превысит меру и срежет лишнее, дерево засохнет.
- Верь, что твое страдание никогда не может превзойти меры. Бог наблюдает за каждым человеком заботливее и милосерднее любого садовника.
- Послушай, как рассуждает преподобный Нил Сорский: «Если горшечник знает меру предержания сосуда в огне, чтобы тот не лопнул, неужели Бог не знает меры наших страданий?» Верь, Господь имеет большее рассуждение, чем человек.
- Солнце отражается в чистых водах, а небо — в чистом сердце.
- Сомнение и отчаяние суть два червя, развивающиеся из личинок греха.
Т
- Тело не может ни любить, ни ненавидеть. Не может тело любить тело. Способность любить принадлежит душе. Когда душа любит тело — это не любовь, но желание, страсть. Когда душа любит душу не в Боге, то это либо восторг, либо жалость. Когда же душа в Боге любит душу, не взирая на внешность (красоту, уродство), это и есть любовь. Это — истинная любовь. А в любви — жизнь.
- Только сильный решается делать добро.
- Ту пустоту, которая остается в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить.
Ч
- Человеческий долг состоит не в том, чтобы покориться духу времени, а в том, чтобы время покорить Духу Божиему, святому, вечному, неизменному.
- Чем дольше мать лелеет и качает свое дитя на руках, тем позже оно начинает ходить.
- Чем духовнее человек, тем больше страшит его грех. Так же, как лунатика, очнувшегося над пропастью, охватывает ужас перед ней. В самом деле, грешники — моральные лунатики. Горе лунатику, очнувшемуся слишком поздно, когда ноги его уже скользят по краю глубокой пропасти. Ибо его пробуждение лишь засвидетельствует его падение в пропасть.
- Чтобы человеку получить представление о египетских пирамидах, он должен либо поверить тем, кто был в непосредственной близости от этих пирамид, либо сам оказаться рядом с ними. Третьего не дано. Так же человек может получить и представление о Боге: либо верить тем, кто стоял и стоит в непосредственной близости от Бога, либо потрудиться, чтобы самому прийти в такую близость к Богу. — «Мысли о добре и зле»
Я
Я не боюсь одиночества без людей, я боюсь одиночества без веры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий