Если Бог и посылает кому скорби, то это для того, чтобы очистить от грехов и приготовить к вечному Царствию Небесному. Здешнее все временно, а тамошнее вечно.
Еще вы, вступая в обитель, не думайте, что уже и найдете скоро покой; нет, это невозможно без понесения многих скорбей, лишений, уничижений и прочего, ибо страсти ваши те же, с вами и сюда придут, да еще и больше откроются вам, они-то и причиной наших скорбей, а не люди, как мы часто, думая, ошибаемся.
Благодать Божия знает, сколько надо сосуду словесному в печи искушаться огнем скорбей, да благопотребен будет к употреблению. Да будет воля Его на нас.
Если бы не было скорбей и болезней, то страсти всякого рода сильнее бы нас мучили и отводили бы в греховный плен.
Встретишь и скорби, но они неминуемы на пути спасения, а врачевание против них в смирении.
Хотя и с болезнью примете скорбь, укоризну и поношение, но вспомните, что это Бог послал, и укорите себя за малодушие, считайте себя достойной быть этой скорби за самый тот залог находившегося в вас самолюбия, благодарите Бога, пославшего вам этот случай к узнанию себя, познайте свою немощь, смиритесь и просите помощи от Бога. Устроив себя так и явив покорность воле Божией, при всех укоризнах и поношениях, смущающих вас, вы почувствуете облегчение в духе и получите утешение. Еще святые отцы научают нас, что всякому делу благому или предварит, или последует искушение, без которого оно не может быть и твердо, а Святое Писание говорит, что крин (прекрасный цвет) родится в тернии; так, как роза на колких веточках цветет, подобно и добродетель христианская скорбями искушается и прочна бывает.
Макарий Оптинский (Иванов)
Нельзя же прожить так, чтобы никто нас не опечалил или не оскорбил, а апостол говорит: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22), и «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Будем поэтому просить, чтобы нам с самоукорением и смирением нести скорби, не быть побежденными от зла, но благим побеждать злое и с пророком сказать: «С ненавидящими мир я был в мире» (Пс. 119:6).
Иларион Оптинский (Пономарёв)
Великая вам послана скорбь, но утешайте себя тем, что через эту скорбь вы включены в число сынов Божиих по безмерной любви Божией к вам. Поэтому храните великое это достоинство христианское, покоряясь воле Божией не только безропотно, но и с благодарением.
Амвросий Оптинский (Гренков)
Сказано в апостольских Деяниях: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Не определено, какими скорбями, а вообще сказано – многими, ибо у каждого человека свои скорби, смотря по его внешнему положению и внутреннему устроению и душевным немощам. Сообразно со всем этим одному приходится испытывать одного рода прискорбия, другому – другого рода. Но для всех Господь положил одно общее правило: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19), и «претерпевший до конца спасется» (Мф.10:22).
Амвросий Оптинский
Что делать? Должно быть, от скорбей никуда не уйдешь, не уедешь. Покойный наш старец о. игумен Антоний говаривал: «Тогда будет нам покой, когда пропоют над нами: со святыми упокой». Такая уж временная жизнь человека, беспокойная и многоскорбная. Впрочем, если будем смотреть на скорби с христианской точки зрения, то и в самых скорбях увидим для себя утешение. Уже тем одним дороги для нас скорби и болезни, что ими только одними и можно достигнуть вечно бесскорбной светлоблаженной жизни на Небесах. Об одном только должно нам позаботиться, чтобы безропотно переносить их.
Амвросий Оптинский (Гренков)
Всеблагой Господь праведным посылает различные скорби, во-первых, для того, чтобы не ослабевали в подвигах благочестия и, разленившись, не уклонились в противную сторону и не погибли, как сказано у пророка Иезекииля: «Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, – то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал» (Иез. 33:13). Во-вторых, праведным Господь посылает различные скорби для того, чтобы через это они совершенно очистились от грехов и страстей и получили великое воздаяние в будущем веке, по сказанному: «Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную» (Прем. 3:6).
Амвросий Оптинский (Гренков)
У вас теперь хорошо, и все скорби миновались. Очень рад этому. Только вы боитесь чего-то в будущем. Если настоящее хорошо, то и будущее будет хорошо. Не напрасно глаголет Господь в Святом Евангелии, ободряя нас: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32). Поэтому утвердим себя верой и упованием, что силен Господь устроить о нас все благое и полезное. Если же и придется иногда потерпеть что-либо скорбное и болезненное, в то время повторяем себе слова святого Ефрема: «Боли болезнь болезненнее, да мимо течешь суетных болезней болезни». И святой апостол пишет: «Нынешние временные страдания… производят в безмерном преизбытке вечную славу» (Рим. 8:18; 2 Кор. 4:17). По этой причине святой Иаков, брат Божий, советует нам радоваться в находящих скорбях и печалях, чтобы и на нас исполнилось псаломское слово: «Радуйтесь, праведные, о Господе» (Пс. 32:1). А подобные мне грешные да переносим это к очищению наших согрешений. Так дело наше и будет уравновешиваться.
Амвросий Оптинский (Гренков)
Когда найдет хандра, не забудь укорять себя, вспомни, сколько ты виновата перед Господом и перед собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: «Много скорбей у праведного» (Пс. 33:20), и «много наказаний нечестивому» (Пс. 31:10). Такова жизнь наша здесь – все скорби и скорби, а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда будешь неспокойна, повторяй чаще: Ищи мира и следуй за ним (Пс. 33:15).
Амвросий Оптинский (Гренков)
Вопрос:
– Что значит в Евангелии труждающиеся и обремененные (Мф. 11:28)?
Ответ:
– Труждающиеся – кто добровольно трудится, а обремененные – кто за грехи терпит скорби с трудом, а все-таки несет.
Амвросий Оптинский (Гренков)
Самолюбие наше – корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок. Впрочем, и не одно самолюбие бывает причиной скорби, а часто и благая решимость жить благочестиво, как сказано у апостола: «Все, желающие жить благочестиво… будут гонимы» (2 Тим. 3:12). И в другом месте сказано: «Много скорбей у праведных, и от всех их избавит его Господь» (Пс. 33, 20). Блажен, кто принадлежит к числу таких и терпит скорби за правду и за жизнь благочестивую.
Амвросий Оптинский (Гренков)
Малою скорбию избавишься от больших
Преподобный Амвросий замечал, что «нет худа без добра»:
«Господь устрояет нашу душевную пользу часто и чрез неприятные обстоятельства».
Своей духовной дочери, которая жаловалась на скорби, преподобный писал, что, если она самовольно решится бежать от неудобств и неприятностей, посланных Промыслом Божиим, то ее могут постигнуть еще большие скорби – «от волка побежишь – на медведя нападешь»:
«Вы сознаёте, что во многом сами виноваты, что не умели воспитать сына, как должно. Самоукорение это полезно, но, сознавая вину свою, должно смиряться и раскаиваться, а не смущаться и отчаиваться; также не должно очень тревожиться вам мыслью, будто вы одна невольною причиною теперешнего положения вашего сына. Это не совсем правда: всякий человек одарен свободною волею и сам за себя более и должен будет отвечать пред Богом…
Вообще же вам должно теперь не столько заботиться вразумлять его, но более молиться за него, чтобы Сам Господь, имиже веси судьбами, вразумил его. Велика сила матерней молитвы. Вспомните, из какой глубины зла извлекла блаженного Августина молитва благочестивой матери его. А молясь за сына, молитесь и о себе, чтобы Господь простил вас, в чем вы по неведению согрешили».
«Подражай примеру старинных людей, которые обыкновенно говаривали: не живи как хочется, а живи как Бог приведет… Правда, что положение твое в своей обители стесненное, и неприятное, и неудобное. Но есть простая пословица: побежишь от волка – нападешь на медведя. Остается одно – потерпеть и подождать, внимая себе и не осуждая других и молясь Господу и Царице Небесной, да устрояет о тебе полезное, якоже Им угодно».
О подобном же предупреждал преподобный Лев духовное чадо:
«Это Бог тебя наказал, ты и понеси Божие наказание и тогда малою скорбию избавишься от больших. А если не захочешь потерпеть этого малого искушения, то больше будешь наказан».
О клевете, доносах и напраслине преподобный Иосиф писал так:
«Много бояться клеветы – нечего. Пусть клевещут, что хотят. Хорошо, что нечего в правду сказать. Не надо только обиды держать на обидящих».
«Когда оскорбляют, то считай, что стоишь этого, и не сердись, а Богу молись за обижающих тебя».
«За претерпевание напрасных выговоров от начальства глава твоя невидимо венчается, а потому радуйся, а не смущайся о сем».
Преподобный Варсонофий советовал не скорбеть, терпя клевету, а опасаться самому оклеветать кого-либо словесно или даже в помыслах и молиться, чтобы Господь помог:
«Слабый молится, чтобы его не клеветали, а мужественный молится, чтобы Бог помог ему других не клеветать ни словесно, ни мысленно».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Комментариев нет:
Отправить комментарий