Есть такая поговорка — «не согрешишь — не покаешься». Дескать, грешить не так уж и страшно. Может, даже и нужно. Сделал какую-нибудь гадость — ну и что? Главное, чтобы потом покаялся, а потом и снова можно то же самое. И все повторяется по кругу, словно жуется и никак не проглатывается один и тот же кусок. Эта поговорка — оправдание дурной бесконечности, когда человек совершает один и тот же поступок, потом вроде о нем сожалеет, кается, а потом вновь совершает его, и нет этому дурному круговороту конца.
Однако посмотрим, что нам говорит древнегреческое слово покаяние – ἡ μετάνοια (metanoia). Если его дословно перевести на русский, оно значит «перемена ума», «умоперемена». Составлено оно из существительного ὁ νοῦς (nus) – ум, мысль, разум, иприставки μετά, которая и означает перемену, изменение (как тоже в греческом слове«метаморфозы» – изменения форм).
Метанойя: по какому признаку определить, что она в тебе произошла?
И вот греческое слово нам подсказывает, что в покаянии главное — это изменение сознания, такая «перемена ума», которая меняет человека и уже не позволяет ему быть прежним.
Конечно, каждый из нас слаб, и всегда, увы, может сорваться. Но если было принесено настоящее покаяние, то, даже если потом человек проявил слабину, он не будет себя успокаивать мыслями «да ничего страшного, потом покаюсь, и взятки гладки».
Здесь еще правильно надо понимать, каково значение слова ὁ νοῦς, «ум» в древнегреческом языке. Под этим словом понимается не ум как отдельно взятая способность человека рационально прикидывать и рассуждать, когда говорят: головой понимаю, что это плохо, а все равно делаю. «Ум» тут означает всего человека, все его духовные способности.
Поэтому настоящее покаяние и означает перемену всего человека — и его сознания, и его поведения. Тут в идеале должна меняться вся жизнь. Иуда тоже раскаялся, что предал Христа. Он сожалел о своем предательстве, но не совершил настоящего покаяния. Ведь он не нашел в себе ни сил попросить прощения у Бога, ни загладить свой ужасный поступок искупительными делами. А вот апостол Петр, который трижды отрекся от Христа, потом тысячекратно загладил совершенный грех своей последующей жизнью и мученической смертью.
Где в Библии можно найти метанойю?
«Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю метаноию и прощение грехов. Деяния апостолов 5:31
«Услышав это, они прекратили расспросы и восславили Бога, говоря: „Видно, и язычникам даровал Бог метаноию ради жизни вечной».. «(Деяния 11:18)
Павел сказал: „Крещение Иоанна было крещением метанойей. Он призывал людей поверить в Грядущего вслед за ним, то есть в Иисуса» — Деяния 19: 4 (Обратите внимание на связь между метанойей и верой.)
«Так что теперь я счастлив не потому, что вы опечалены, а потому что ваша печаль привела вас к метанойю. Ибо вы были опечалены той печалью, которая угодна Богу, так что вы не потерпели от нас никакого ущерба.Ибо печаль, угодная Богу, приносит Метанойя, о котором не сожалеют и которое ведёт к спасению. Та же печаль, которую проявляют люди сего мира, приводит к смерти.» (2 Коринфянам 7: 9–10). (Обратите внимание на связь между метанои и печальи.)
«Противников нужно осторожно учить, надеясь, что Бог даст им метанойю, которая приведет их к истине». — 2 Тимофею 2:25 (Отметьте здесь, что покаяние, изменение ума ведет к познанию истины).
Господь не откладывает исполнение обещания Своего, как считают некоторые, Он лишь проявляет к вам терпение, ибо не хочет ничьего уничтожения. Наоборот, Он хочет, чтобы все Метанойя и перестали грешить. (2-е Петра 3:9)
Комментариев нет:
Отправить комментарий