О логике и смысле Великого поста.
Недели Великого поста расположены одна за другой как матрешки.
Последовательность недель такая.
1. Неделя изгнания Адама из Рая. Она дает нам понять, что это мир Бог создал не для нас, а для себя. Для себя у нас только – мрак души от Бога удаленной. Поэтому Канон Андрея Критского проходит в полутемных храмах и с погребальными интонациями. Мы без Бога умираем и физически ощущаем мрак богоставленности.
2. Неделя Торжества Православия посвящена тому, что Бог близко. Ради этой близости, Он воплотился и воплощается. Символом этого вхождения в мир стала икона. Формально Торжество Православие создано как память очередной и давно забытой победы византийского императора над персами и в память окончания иконоборческой ереси. А по существу – это манифест отрицающий представление о невозмутимом Боге, пребывающем в надмирном покое. Бог воплотился. Мы понимаем, что воплощение происходит ради нас. Мы с Богом, который физически и духовно рядом. И мы рассуждаем об этой близости, узнаем ее в молитве и трудах
3. Неделя Паламы. Если Торжество Православия о том, ЧТО происходит, то Палама дает ответ на вопрос, КАК? Бог связан с человеком благодатью. Это не сущность Бога, а только проявление Его в мире. Энергия, реализация, и форма присутствия. Целую неделю мы пытаемся найти эту благодать, узнать ее и удержать.
4. Крестопоклонная неделя о том, откуда берется благодать? Как она приходит к нам и чем удерживается? Крест – объясняет парадокс божественной любви. Он знак диалектики жертвы и обогащения духом. Любовь взаимная вещь. Если один любящий всего себя приносит в жертву, а другой ничего не дает в замен, то любовь превращается в свой антипод и разрушает и любящего и пользующегося. Это применимо к дому и к службе, и к любому отношению между людьми.
Смысл любви в том, что один из любящих полностью приносит себя в жертву и, как бы остается ни с чем. В ответ , другой любящий, принимает его жертву, обогащает ее, увеличивает вклад и возвращает жертву с прибавкой. И так, этот взаимообмен и уровень любви достигает невиданного богатства и света.
В эту неделю мы осознаем что такое божественная любовь, чем она отличается от обычной и как она рождается в нас.
5. В неделю Иоанна Лествичника Церковь дает практические советы душе любящей Бога. Как держать себя в чистоте и как удержать в себе образ Бога и Его любовь. Или, если, сказать проще: как понравится Богу, которого любит душа?
6. Неделя Марии Египетской о том, как эти теоретические советы воплощаются в жизнь. Важно! Мотивом нашего приближения к Богу является исключительно любовь к Богу, как это было у всех святых, а у Марии – особенно. Она ушла в пустыню, отказалась от вина, праздника, который всегда с нами, семьи и всего того, что дает мир, только ради того, чтобы никто не мешал ей любить единственно любимого Бога. Мы часто забываем, что есть цель жизни –жизнь с Богом, в любви к Богу и людям. И часто подменяем цель средствами: молитвой, постом, социальным служением, чтением религиозной литературы и т.п. Все эти прекрасные вещи – только инструмент, помогающий быть с Богом. В Мариину неделю упражняемся в божественной любви.
7. Последняя неделя поста мы понимаем и принимаем жертву любви Бога к человеку, и готовимся, как готовится невеста перед свадьбой, к Пасхе. Мы убедились, что Бог любит нас. Уяснили как и почему. Попробовали ответить Богу взаимностью. И …убедившись друг в друге, желаем брака Пасхи.
Христос: "истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому."
(ПАСХА)
Комментариев нет:
Отправить комментарий