ВВЕДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ВО ХРАМ
«…МНОГОЦЕННЫЙ ЧЕРТОГ И ДЕВА…»
Тропарь, глас 4
Днесь благоволения Божия предображение, / и человеков спасения проповедание, / в храм Божий ясно Дева является, / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: / радуйся смотрения // Зиждителева исполнение.
Из Канона Покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу:
Храм Богу явилася еси, Всенепорочная, в оньже вселився священне, человеческое существо обожи, сотворил есть верных храмы Себе.
Свт. Григорий Палама. Слово «На Введение во храм Пресвятой Богородицы» :
«… Совечный и Неизменный Образ благости Превышнего Отца, Предвечное, Пресущее и Преблагое Слово, по неизреченному человеколюбию и состраданию к нам, возжелавши принять на Себя образ наш, дабы из ада преисподнейшего отозвать наше естество к Себе, дабы обновить это обветшавшее естество и возвести его на высоту пренебесную, – для всего этого находит самую добрую Служительницу, Приснодеву, Которую мы прославляем и чудесное Введение Которой во храм – во Святое святых ныне празднуем. Ее прежде веков Бог предназначает ко спасению и воззванию рода нашего: Она избирается из числа избранных от века и славных как по своему благочестию и благоразумию, так и по Богоугодным словам и делам».
В этих словах – вся суть праздника. Ради нашего спасения от греха и смерти Бог посылает Сына Своего на землю, чтобы Он родился от самой чистой и доброй Девы, избранной из всего рода человеческого, и для приуготовления Ее для этой величайшей миссии, Она должна вырасти и получить воспитание в святом месте, где еще сохранялась вера во Единого Бога и, главное, ощущалось Его присутствие.
Это мозаика удивительной красоты – из столичного монастыря Хора (мозаики 14 в.). Храм, в дверях которого встречает Младеницу Марию первосвященник, изображен в кольце стен, как в некоей стене ограждения, подобной ограде райского сада, куда путь открыт только святым; внутри же – Святая Святых, где уже из рук Ангела принимает небесный хлеб будущая Богородица.
«Введение во Храм» размещено здесь в невысоком глухом куполе, и процессия располагается по кругу – девы идут к Храму как бы с двух сторон вокруг некоего пустого центра, никак не обозначенного, как бы указывая на пустоту Святого Святых и одновременно Божественного Присутствия там – это золотой фон, символизирующий нетварный свет энергий Св. Духа. Кроме того, движение по кругу идет в обе стороны одновременно – и по Солнцу, и против Солнца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий