Благовещение Пресвятой Богородицы – праздник свободы выбора
Спасение человека начинается с момента, когда он говорит Богу «да»
В Ветхом Завете ангел – вестник – изрекал человеку волю Бога, которую тут же надлежало исполнить. Это был приказ. В Евангелии архангел Гавриил, один из самых старших в иерархии ангелов, приносит Деве Марии весть о том, что Ей надлежит стать Матерью Сына Божия. А дальше – ангел ждет.
Слова архангела – не приказ, эту весть Дева Мария могла, как любой человек, принять, а могла не принять
В этот день мы отправим благодарственные молитвы Богородице и Богу Отцу, который пожертвовал своего единородного сына во благо человечества! Аминь!
Грузинский Патриарх Ефрем говорил из своего опыта:" Когда мне тяжело на сердце, то я подхожу к иконе Благовещения и говорю:
" Святой Архангел Гавриил, ты принес радостную весть Деве Марии, принеси и мне радость, исполни мои молитвы, но только по воле Божией".
Тропарь Благовещению Пресвятой Богородицы.
Глас 4.
Днесь спасения нашего главизна,/ и еже от века таинства явление:/ Сын Божий, Сын Девы бывает,/ и Гавриил благодать благовествует./ Тем же и мы с ним Богородице возопиим:/ радуйся, Благодатная,// Господь с Тобою.
Кондак Благовещению Пресвятой Богородицы.
Глас 8.
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице,/ но, яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.
Величание Благовещению Пресвятой Богородицы:
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Благовещение (ок. 1040). Мозаики на двух столбах Софии Киевской. Самое раннее изображение Благовещения в искусстве славян. В руках у Богоматери красная пряжа, пришедшая в изобразительное искусство из апокрифов
Благовещение. Фреска церкви Панагии ту Арака в Лагудера (Кипр), XII век. Изображения Богоматери и архангела Гавриила расположены на сводах предалтарных столбов
Благовещение. Мозаика собора монастыря Ватопед на Афоне, XIV век
Можно услышать мнение, что Деве Марии легко было ответить Богу «да» потому, что она была безгрешной и ей не надо было с собой бороться. Но это непростой вопрос.
«Благодаря Своей высочайшей личной праведности Пресвятая Дева Мария не согрешала лично, но, по своей человеческой природе, унаследованной всеми людьми от Адама, и Матерь Божия могла согрешить. Эта возможность сотворить греховный акт сопутствовала Ей на протяжении всей Ее жизни.
Ее воля не была связана иммунитетом от греха, никаким особым состоянием первобытной святости, невинности и праведности – иначе в чем была бы ее свобода?
Но Дева Мария не склонилась ни к одному греху. При всех соблазнах и самых страшных испытаниях – когда Мать видела Своего Сына на кресте – поруганного, оскорбляемого теми, кого Он исцелял, Она не возроптала ни на людей, ни на Бога и не отчаялась. Ее воля ни разу не встала на сторону греха, поэтому диавол и не мог использовать в Ней первородный грех».
о. Максим (Козлов)
Комментариев нет:
Отправить комментарий