Всё в этой жизни меняется. Не меняется только одно. Если человек в результате своей христианской жизни достиг доброты сердечной, то он с ней и умрёт. Если человек станет отважным, он отважным и умрёт. Если он достигнет молитвы, он молитвенником и умрёт. Вот это сокровище, о котором Господь говорил, что надо в Бога богатеть (см. Лк. 12, 21). Это не только настоящее, это ещё и вечно. А всё остальное – одежда, механизмы, земли, металлы, слава – всё временно. Какая слава у Александра Сергеевича Пушкина! Можно сказать, всемирная. Ну и что? Кто его читает? Только в школе некоторые люди из-под палки и некоторые фанатики. Вот мой двоюродный дедушка всю жизнь синтаксисом Пушкина занимался, профессорствовал в своём МГУ, ясно, что он наизусть знал всего Пушкина. Он бы и сейчас читал. Сейчас бы ему было сильно за сто, я помню, мы его столетие праздновали. Даже русским людям Пушкин не нужен. Давеча видел по телевизору какую-то программу, там спрашивают у молодых девушек лет 19-20-ти, одна говорит: "Пушкин", а другая: "Лев Толстой". Её спрашивают: "А как его отчество?", отвечает: "Не знаю", интересуются: "А сколько томов Вы читали?", рассказывает: "Я вот "Мир" люблю читать, а "Войну" нет, поэтому я читала "Мир". Первый и третий том, а второй, – говорит, – про войну не читала". Это о чём говорит? Что она вообще не читала. И никогда не будет читать. Вообще никогда. Почему? Ну её не это интересует. Её интересуют платьица, юбочки, кто что скажет, что там Вася сказал, как он посмотрел – всё вокруг этого. Сказал, посмотрел, что она подумает, туфли, деньги. И ещё какие-то такие очень неплохие вещи. Кто против туфель? А в театр в сапогах, что ли, ходить? Конечно, в гардеробе меняешь сапоги на туфли и идёшь в театр. Вот, каблуки. Всё замечательно. Но даже слава Толстого и Пушкина уже в прошлом, это удел специалистов, и очень немногих, потому что сейчас таких людей, которые могут объять всю литературу, уже мало.
А христианская жизнь состоит из очень простых вещей. Любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, благость, воздержание – плоды Святаго Духа (см. Гал. 5, 22-23), которые и делают человека человеком. И Бог хочет именно этого от нас. Это подлинное, настоящее вечное богатство, которое никто не отнимет. В жизни каждого человека каждый день совершается испытание: Бог испытывает каждого человека или, говоря по латыни, каждый человек сдаёт экзамен на христианство. Как он поступит в той или иной ситуации? Каждый человек поступает либо хорошо, либо плохо. Нейтральных поступков почти нет. Даже есть можно по-христиански, а можно нет. Даже в очереди стоять можно по-христиански, а можно нет. Даже здороваться с человеком при встрече можно по-христиански, а можно нет. Дом свой содержать, в котором ты живёшь, можно по-христиански, а можно нет. А нет – это как? Например, содержишь его как обезьяна, или как свинья, или как житель Золотой Орды XII века. Может так быть? Может. А чем отличается? Ну как? В современном доме пол паркетный, а тогда был земляной. У тебя дом – земля на полу. Всё можно. Одеваться можно по-христиански и не по-христиански. И речь может быть окрашена твоим христианством, а может быть окрашена чем-то противоположным христианству. Даже человек, когда берёт книгу с полки, он может руководиться внутри себя христианским желанием, а может, наоборот, чем-то антихристианским. И так во всём – каждый день, каждый час. Не то, что Бог кого-то наказывает: ты не будешь канонизирован, а ты будешь во святых. Нет, каждый человек выбирает сам своё будущее в этой жизни и свою жизнь вечную.
Протоиерей Димитрий Смирнов
Комментариев нет:
Отправить комментарий